Ил для товарища Мао: как ссора с СССР помешала Китаю создать свой авиалайнер
Сначала нужно было решить проблему массового голода и хотя бы одеть собственный народ. Тем более, что готовые самолеты ему охотно поставлял Советский Союз, чтобы поддержать и укрепить идеологического собрата.
В том числе, китайские летчики получили и двухмоторный пассажирский авиалайнер Ил-14, современнейший самолет по меркам конца 1940-х.
Начало: завод «Хунду»
По мере того, как новая китайская экономика крепла, задумались о создании собственного авиапрома. Еще до Второй мировой войны авиазавод в Китае был – китайско-итальянский SINAW. Однако он, по большому счету, лежал в руинах после японских бомбардировок. Его полностью отстроили к 1951 году, переименовав в «Хунду».
Здесь по советским чертежам и под руководством советских спецов китайцы сначала научились делать несложный биплан Y-5 – копию советского Ан-2.
Впрочем, в те годы правительство Китая делало больший упор на развитие собственной военной авиации, опасаясь вторжения со стороны США. Пассажирские самолеты же продолжали поставлять из Союза.
В одиночестве
В начале шестидесятых, отношения КНР с СССР стали быстро ухудшаться. Поставки самолетов и техническое сотрудничество иссякло, и ссора поставила транспортную авиацию в трудное положение: советские самолеты рано или поздно должны были износиться, а из своих самолетов у Китая по-прежнему был лишь маленький Y-5.
На пробу закупили современный английский четырехмоторный турбовинтовой самолет Viscount 843 – и ужаснулись. Советские самолеты Китаю доставались за бесценок, и по сравнению с ними западная техника была баснословно дорога.
Решили вернуться к созданию собственного авиалайнера, скопировав тот самый Ил-14.
Неоконченная история Y-6
Работа над новым самолетом под обозначением Y-6 заняла два года, с 1965 по 1967-й. Много это или мало, сложно судить. С одной стороны, всю документацию приходилось создавать с нуля, проводя замеры деталей реального самолета. Не хватало инженерных кадров – Китай сильно страдал от последствий «культурной революции» и чистки рядов.
При том, конструкторы «Хунду» не просто копировали машину, а вносили улучшения. Фюзеляж удлинили на метр и добавили 8 пассажирских мест. В отличие от прототипа, салон сделали герметизированным.
Дело шло к сборке первого экземпляра и летным испытаниям, но помешала халатность рабочих: на складе готовых деталей произошел пожар, уничтоживший уже сделанные части. Восстанавливать его не стали.
Новый план
Не прошло и месяца после гибели еще не рожденного прототипа, как в Министерстве машиностроения Китая появился плакат, критиковавший проект Y-6. Поршневые самолеты прошлый век, утверждал он, расхваливая идею копирования советского же турбовинтового Ан-24 – самолета, разработанного в СССР в замену Ил-14.
Собственно, это было правдой: за тем 15 лет, прошедшие с момента первого знакомства китайских летчиков с Ил-14, поршневые моторы остались лишь в малой авиации, а в многомоторной авиации доминировали турбовинтовые и реактивные двигатели.
Другой вопрос, что копировать более продвинутый Ан оказалось куда сложнее. В конечном итоге Китай, худо-бедно наладив отношения с СССР, закупил лицензию на производство Ан-24 и начал его выпуск в 1977-м.
Семь лет спустя срок лицензии закончился, но китайцы продолжили производство собственной копии под названием Y-7, несколько отличавшейся от оригинала.
А кто знает, как повернулась бы эта история, не будь того политико-военного конфликта.