Ил для товарища Мао: как ссора с СССР помешала Китаю создать свой авиалайнер

Рождение китайской пассажирской авиации задержалось более чем на 15 лет из-за испорченных отношений с северным соседом.
Ил для товарища Мао: как ссора с СССР помешала Китаю создать свой авиалайнер
Ил-14. (с) Lars Söderström — Wikipedia
В первые годы основания Китайской народной республики, компартии было не до собственных самолетов.

Сначала нужно было решить проблему массового голода и хотя бы одеть собственный народ. Тем более, что готовые самолеты ему охотно поставлял Советский Союз, чтобы поддержать и укрепить идеологического собрата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В том числе, китайские летчики получили и двухмоторный пассажирский авиалайнер Ил-14, современнейший самолет по меркам конца 1940-х.

Начало: завод «Хунду»

По мере того, как новая китайская экономика крепла, задумались о создании собственного авиапрома. Еще до Второй мировой войны авиазавод в Китае был – китайско-итальянский SINAW. Однако он, по большому счету, лежал в руинах после японских бомбардировок. Его полностью отстроили к 1951 году, переименовав в «Хунду».

Здесь по советским чертежам и под руководством советских спецов китайцы сначала научились делать несложный биплан Y-5 – копию советского Ан-2.

Ан-2 биплан
Ан-2
Johannes Maximilian - Wikipedia
Y-5 aircraft
Y-5
Military Review
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, в те годы правительство Китая делало больший упор на развитие собственной военной авиации, опасаясь вторжения со стороны США. Пассажирские самолеты же продолжали поставлять из Союза.

В одиночестве

В начале шестидесятых, отношения КНР с СССР стали быстро ухудшаться. Поставки самолетов и техническое сотрудничество иссякло, и ссора поставила транспортную авиацию в трудное положение: советские самолеты рано или поздно должны были износиться, а из своих самолетов у Китая по-прежнему был лишь маленький Y-5.

На пробу закупили современный английский четырехмоторный турбовинтовой самолет Viscount 843 – и ужаснулись. Советские самолеты Китаю доставались за бесценок, и по сравнению с ними западная техника была баснословно дорога.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Viscount 843 aircraft
Viscount 843
Steve King - Wikipedia

Решили вернуться к созданию собственного авиалайнера, скопировав тот самый Ил-14.

Неоконченная история Y-6

Работа над новым самолетом под обозначением Y-6 заняла два года, с 1965 по 1967-й. Много это или мало, сложно судить. С одной стороны, всю документацию приходилось создавать с нуля, проводя замеры деталей реального самолета. Не хватало инженерных кадров – Китай сильно страдал от последствий «культурной революции» и чистки рядов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При том, конструкторы «Хунду» не просто копировали машину, а вносили улучшения. Фюзеляж удлинили на метр и добавили 8 пассажирских мест. В отличие от прототипа, салон сделали герметизированным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Y-6 aircraft
Y-6
airwar.ru

Дело шло к сборке первого экземпляра и летным испытаниям, но помешала халатность рабочих: на складе готовых деталей произошел пожар, уничтоживший уже сделанные части. Восстанавливать его не стали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новый план

Не прошло и месяца после гибели еще не рожденного прототипа, как в Министерстве машиностроения Китая появился плакат, критиковавший проект Y-6. Поршневые самолеты прошлый век, утверждал он, расхваливая идею копирования советского же турбовинтового Ан-24 – самолета, разработанного в СССР в замену Ил-14.

Ан-24 самолет
Ан-24
Dmitriy Pichugin - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Собственно, это было правдой: за тем 15 лет, прошедшие с момента первого знакомства китайских летчиков с Ил-14, поршневые моторы остались лишь в малой авиации, а в многомоторной авиации доминировали турбовинтовые и реактивные двигатели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой вопрос, что копировать более продвинутый Ан оказалось куда сложнее. В конечном итоге Китай, худо-бедно наладив отношения с СССР, закупил лицензию на производство Ан-24 и начал его выпуск в 1977-м.

Семь лет спустя срок лицензии закончился, но китайцы продолжили производство собственной копии под названием Y-7, несколько отличавшейся от оригинала.

Y-7 aircraft
Y-7
JetPix - airliners.net

А кто знает, как повернулась бы эта история, не будь того политико-военного конфликта.