На протяжении долгого времени, примерно до второй половины 1990-х годов, лидером в игровой сфере была Nintendo: наверняка вы помните приставку Game Boy, серию игр Super Mario, Nintendo Switch и прочие легендарные продукты компании. Однако все изменилось, как только в игру вступили конкуренты. Сначала Sega с ежом Соником, затем Sony. Хотя отчасти в появлении конкурента в лице последней корпорации виновата сама Nintendo.
Тайны успеха PlayStation: как японская компания создала гейминг-империю и завоевала сердца миллионов людей

С чего началась история
В 1988 году, после успеха своей консоли Nintendo Entertainment System (NES), Nintendo собиралась усилить свои позиции на рынке и решила создать новую консоль, которая бы поддерживала дисковые носители вместо картриджей — это значительно увеличило бы объем хранимых данных и позволило бы использовать более сложные и яркие видеоигры. Вот только сделать это собственными усилиями не представлялось возможным — в компании не было подходящих специалистов.

Именно поэтому к разработке устройства было решено привлечь Sony, которая на тот момент являлась одним из ведущих производителей электроники.
Менеджерам Nintendo все-таки удалось найти точки соприкосновения с производителем электроники: это было время, когда CD-ROM технологии только начинали развивать свои потенциалы, а Sony как раз в 1983 году только выпустила свои первые СD-диски, разработанные совместно с еще одной крупнейшей компанией Philips.
Итак, условились: Sony делает специальный CD-привод для новой консоли, а Nintendo разрабатывает концепцию. Однако, как это часто бывает в крупных бизнес-сделках, у проекта возникли сложности. На ранних этапах сотрудничества лидер (пока еще) игровой индустрии высказывал опасения о том, что Sony может контролировать права на игры, использующие выпущенную совместными усилиями платформу. Главное беспокойство состояло в том, что если Sony возьмет на себя управление частью дистрибуции программного обеспечения, это может негативно сказаться на прибыльности Nintendo.
В итоге, в 1991 году, неожиданно для Sony, Nintendo приняло решение разорвать партнерские отношения с ними и предложить сотрудничество компании Phillips.
Отец PlayStation
Это решение привели президента Sony Норио Ога в ярость: еще бы, такой крупный проект перепал конкуренту! И тогда он решил тоже вступить в индустрию видеоигр — к счастью, в компании был человек, который их просто обожал. Задачу поручили инженеру Кену Кутараги, который впоследствии получил прозвище «отец PlayStation».

Он увидел возможность создать полноценную игровую платформу, способную конкурировать с Nintendo и Sega и даже в чем-то их превосходить. Его глобальная идея заключалась в разработке чипа, способного просчитывать 3D-графику в режиме реального времени. То есть, по его задумке, приставка от Sony сможет поддерживать игры с трехмерной графикой и богатыми аудиовизуальными эффектами.
Декабрь 1994 года. В японских магазинах появилась новинка — консоль PlayStation с одним геймпадом, украшенным знаменитыми символами, и демо-диском, знакомившим игрока с совместимыми с устройством играми. На тот момент их было немного — Ridge Racer и Tekken.

Помните самый первый логотип PlayStation? Буква P алого оттенка и расположенная перпендикулярно разноцветная буква S. Разработкой дизайна занимались довольно долго, еще во время сотрудничества с Nintendo. Sony дорабатывала его уже в одиночку, а последующие годы незначительно меняла его, постепенно приводя его к более минималистичному стилю.
Приставки стали довольно быстро распродаваться и подрывать успех Nintendo. Да, у них были и минусы вроде того, что компакт-диски загружались гораздо медленнее картриджей, но вмещали 700 МБ данных по сравнению с 64 МБ, которые были доступны в более поздних играх для Nintendo 64. В итоге за первый месяц продаж в Японии было куплено более 300 000 PS1!
Затем разработчики стали представлять инновационную консоль на мировых выставках: так, в мае 2005 года в Лос-Анджелесе состоялась Electronic Entertainment Expo, по итогам которой было решено открыть продажи PS1 в США. В течение года там было продано почти два миллиона устройств, более семи миллионов по всему миру, а к декабрю 2003 года количество проданных консолей уже перевалило за сотню миллионов. По последним данным, в 2024 году общее количество продаж составило 61,7 миллиона единиц!