Тайны успеха PlayStation: как японская компания создала гейминг-империю и завоевала сердца миллионов людей

3 декабря 1994 года в Японии вышла первая консоль от Sony, а спустя полгода она начала покорять Америку с Европой. Менее чем за десять лет было продано более 100 миллионов приставок по всему миру, и сегодня PS по праву зовется лидером игровой индустрии. Только всего этого не было без помощи Nintendo и Sega.
Екатерина Николаева
Екатерина Николаева
Редактор сайта TechInsider.ru
Тайны успеха PlayStation: как японская компания создала гейминг-империю и завоевала сердца миллионов людей
Unsplash
Сегодня для многих название PlayStiton стало нарицательным. «Плойкой» нередко называют и приставки других брендов — ну это ли не яркое доказательство могущества?

На протяжении долгого времени, примерно до второй половины 1990-х годов, лидером в игровой сфере была Nintendo: наверняка вы помните приставку Game Boy, серию игр Super Mario, Nintendo Switch и прочие легендарные продукты компании. Однако все изменилось, как только в игру вступили конкуренты. Сначала Sega с ежом Соником, затем Sony. Хотя отчасти в появлении конкурента в лице последней корпорации виновата сама Nintendo.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С чего началась история

В 1988 году, после успеха своей консоли Nintendo Entertainment System (NES), Nintendo собиралась усилить свои позиции на рынке и решила создать новую консоль, которая бы поддерживала дисковые носители вместо картриджей — это значительно увеличило бы объем хранимых данных и позволило бы использовать более сложные и яркие видеоигры. Вот только сделать это собственными усилиями не представлялось возможным — в компании не было подходящих специалистов.

Nintendo Entertainment System (NES)
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно поэтому к разработке устройства было решено привлечь Sony, которая на тот момент являлась одним из ведущих производителей электроники.

Долгое время техногиганты не могли договориться о сотрудничестве, поскольку руководство Sony считало, что видеоигры — это детское развлечение, и серьезная корпорация не должна этим заниматься.

Менеджерам Nintendo все-таки удалось найти точки соприкосновения с производителем электроники: это было время, когда CD-ROM технологии только начинали развивать свои потенциалы, а Sony как раз в 1983 году только выпустила свои первые СD-диски, разработанные совместно с еще одной крупнейшей компанией Philips.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, условились: Sony делает специальный CD-привод для новой консоли, а Nintendo разрабатывает концепцию. Однако, как это часто бывает в крупных бизнес-сделках, у проекта возникли сложности. На ранних этапах сотрудничества лидер (пока еще) игровой индустрии высказывал опасения о том, что Sony может контролировать права на игры, использующие выпущенную совместными усилиями платформу. Главное беспокойство состояло в том, что если Sony возьмет на себя управление частью дистрибуции программного обеспечения, это может негативно сказаться на прибыльности Nintendo.

В итоге, в 1991 году, неожиданно для Sony, Nintendo приняло решение разорвать партнерские отношения с ними и предложить сотрудничество компании Phillips.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отец PlayStation

Это решение привели президента Sony Норио Ога в ярость: еще бы, такой крупный проект перепал конкуренту! И тогда он решил тоже вступить в индустрию видеоигр — к счастью, в компании был человек, который их просто обожал. Задачу поручили инженеру Кену Кутараги, который впоследствии получил прозвище «отец PlayStation».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кен Кутараги
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он увидел возможность создать полноценную игровую платформу, способную конкурировать с Nintendo и Sega и даже в чем-то их превосходить. Его глобальная идея заключалась в разработке чипа, способного просчитывать 3D-графику в режиме реального времени. То есть, по его задумке, приставка от Sony сможет поддерживать игры с трехмерной графикой и богатыми аудиовизуальными эффектами.

Далеко не все в Sony одобрили проект, и в 1992 году его передали отдельной компании Sony Music, а спустя год и вовсе стала обособленной Sony Computer Entertainment, Inc. Предприятие быстро обзавелось партнерами и спонсорами, в число которых вошли Electronic Arts и Namco.

Декабрь 1994 года. В японских магазинах появилась новинка — консоль PlayStation с одним геймпадом, украшенным знаменитыми символами, и демо-диском, знакомившим игрока с совместимыми с устройством играми. На тот момент их было немного — Ridge Racer и Tekken.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
PlayStation
Unsplash

Помните самый первый логотип PlayStation? Буква P алого оттенка и расположенная перпендикулярно разноцветная буква S. Разработкой дизайна занимались довольно долго, еще во время сотрудничества с Nintendo. Sony дорабатывала его уже в одиночку, а последующие годы незначительно меняла его, постепенно приводя его к более минималистичному стилю.

Приставки стали довольно быстро распродаваться и подрывать успех Nintendo. Да, у них были и минусы вроде того, что компакт-диски загружались гораздо медленнее картриджей, но вмещали 700 МБ данных по сравнению с 64 МБ, которые были доступны в более поздних играх для Nintendo 64. В итоге за первый месяц продаж в Японии было куплено более 300 000 PS1!

Затем разработчики стали представлять инновационную консоль на мировых выставках: так, в мае 2005 года в Лос-Анджелесе состоялась Electronic Entertainment Expo, по итогам которой было решено открыть продажи PS1 в США. В течение года там было продано почти два миллиона устройств, более семи миллионов по всему миру, а к декабрю 2003 года количество проданных консолей уже перевалило за сотню миллионов. По последним данным, в 2024 году общее количество продаж составило 61,7 миллиона единиц!