Еще с училища всех моряков учат избегать касания корпусом любых плавучих объектов. Именно поэтому, попадая на ходовой мостик ледокола, вы испытываете ощущение, близкое к опьянению, рассказал капитан ледокола David Attenborough, британец Уилл Уотли.
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

«Помню, как в 19 лет я почувствовал волнение от этого шума — в основном стука и треска, — когда лед ломается, а затем плеск воды и вибрация, которую чувствуют (люди на корабле)», — вспоминает он.

Что делают ледоколы в Антарктике
Корабль, на котором он служит, принадлежит к Британской антарктической службе. Он доставляет продукты и оборудование сквозь ледовый пояс вокруг материка на береговые полярные станции, забирает и увозит на Большую землю научные образцы и отходы жизнедеятельности полярников.
Ледокол и сам по себе является исследовательском судном, на борту которого обустроены 14 лабораторий и предусмотрены места для 55 научных сотрудников. Его оборудование позволяет бурить лед, делать шурфы на дне океана и брать пробы с глубины до 10000 м.

Львиную долю времени ледокол проводит именно во льдах
Процесс прокладывания прохода не так прост, как описывает теория, и в него вовлечен весь персонал в рубке. Возможности ледоколы не безграничны: хотя его корпус защищает толстый броневой пояс на уровне ватерлинии, конструктивно он рассчитан ломать только молодой лед, которому меньше года. Более толстый и старый лед может повредить судну.
Поэтому маршрут планируют на много километров вперед. Избегать толстых льдов, находя более легкий путь, помогает высоко расположенный обзорный мостик и дроны, входящие в оборудование ледокола.

Влезая на лед, думай о том, как будешь слезать
А далее начинается, собственно, движение. Ледокол с ходу вползает на лед и подминает его. Атака делается на невысокой скорости, порядка 14 км/ч, иначе есть риск вылететь слишком далеко или «вустрапиться» с разгону между толстыми льдинами, и тогда судовые машины не смогут вытащить его назад на чистую воду.

Ледокол может застрять – это правда
«Блокада может продлиться много недель, хотя мне не доводилось сидеть на месте дольше 8 дней», вспоминает капитан David Attenborough. В одних случаях ледокол сам себя загоняет в тиски льда, слишком агрессивно наскочив на него. В других, вмешивается погода – изменившийся ветер пригоняет более толстый лед, который плотно сжимает корпус и примерзает к нему.
Перекачивая воду между креновыми цистернами правого и левого борта, команда пытается раскачать ледокол, чтобы оторвать примерзший лед. Это не всегда дает эффект, и тогда остается ждать, когда погода изменится на более благоприятную. Чаще всего, на выручку никто прийти не может, вокруг нет других судов на десятки и сотни километров.

Холодно, зато красиво
«Хотя я всегда знал, что хочу работать на море, я никогда не предполагал, что ледовые плавания станут главными в моей карьере. Эта работа приносит огромное удовлетворение и удовольствие, причем в очень необычном месте с невероятными пейзажами и дикой природой. Каждый день я просыпаюсь и с радостью иду на работу (читай "на мостик" – Р. Н.) и мне очень, очень повезло», – сказал Уотли.
По материалам Guardian.