В первоначальном замысле, «Сокол» должен был стать первой ласточкой, за которой последовали бы поезда со скоростью 300 и даже 350 км/ч.
«Хорош, но сыроват»: за что хвалили и ругали российский поезд-пулю «Сокол»

Был изготовлен первый состав, который прошел испытания в 2001 и 2002 годах. Комиссия нашла массу недоработок, хотя и хвалила поезд по многим показателям. Впрочем, детские болезни – это неизбежное зло при создании новой техники. А «Сокол», если судить по имеющимся сведениям, возможно было довести до ума. Несмотря на это, Министерство путей сообщения – предок нынешней РЖД – приняло решение свернуть проект под вердиктом «денег нет». Не помогло ни заступничество академиков, ни поручение президента.
Не будем лить слезы, а просто постараемся не забыть проект, созданный российскими инженерами, со всеми его достоинствами и недостатками.
За что хвалили «Сокол»
Если сравнивать с советским скоростным поездом ЭР200, то ВСМ250, он же «Сокол-250», однозначно был шагом вперед. Скорость выше – на испытаниях он развил 236 км/ч, – при этом на 14,5% более экономичный. С улучшенной аэродинамикой и более плавным ходом. Одним из первых в нашей стране новый поезд получил компьютерное управление.
Важным достоинством стала возможность работать и на постоянном, и на переменном токе, поскольку в России есть участки пути с разным типом электроснабжения.

Испытания проходили на пути Москва-Петербург. На большинстве участков поезд уверенно двигался на скорости 200-204 км/ч, а весь путь преодолевал за 4 часа 40 минут – пока без пассажиров.
За что ругали
Достоинств у «Сокола» на том этапе насчитали немного, но все принципиальные. А недостатков – много. Всего при первых испытаниях было выявлено 25 таких недостатков.

Среди его проблем были, например, сварные швы в ходовой части с недостаточной сопротивляемостью усталостным трещинам.
Нарекания выставили и на пожаробезопасность системы кондиционирования вагонов.
Не удалось наладить тормозную систему: она перегревалась, а антиблокировочная система тормозов работала нестабильно.
Легко заметить, что проблемы все сплошь локальные, требующие скорее доработки, чем полной переделки. Иначе говоря, потенциал у нашей промышленности есть. Научиться бы доводить дело до конца...