Крупные самолеты оснащаются шасси тележечного типа. Каждая основная стойка несет по четыре, а порой и по шесть колес, установленных на качающихся тележках.
Почему самолеты приземляются «на пятки», но некоторые садятся «на носочки»: редко замечаемая деталь

Изначально, когда вес самолетов потребовал применять такое шасси, авиаконструкторы проектировали тележки так, чтобы в полете они сохраняли горизонтальное положение. Boeing 707 на следующей фотографии — характерный пример той эпохи.

И это кажется логичным. В таком положении шасси создает минимальное сопротивление воздуху и не вносит помех в аэродинамику, при этом касается земли всеми колесами сразу, равномерно распределяя нагрузку.
Тем не менее, в 1970 годах авиастроители постепенно стали менять конструкцию тележек, так, чтобы в полете они принимали наклонное положение.
Наклон тележек назад более популярен
Чтобы в этом убедиться, достаточно полистать фотографии снимков. Две трети моделей двух крупнейших авиакорпораций Boeing и Airbus сначала касаются земли задними колесами. Особенно это характерно для американских машин: среди них есть единственное исключение.





Самолеты с наклоном тележек вперед
Существует как минимум два ярких исключения: американский Boeing 767 и советский Ту-154 — смотрим снимки и убеждаемся.


Достоинство наклонного шасси — компактность
В полете шасси является бесполезным грузом, объясняет авиационный портал Simple Flying, отнимая место в центроплане, которое можно было бы отдать под багаж или топливные баки.
Чем меньше места занимают ниши под шасси, тем лучше. Наклонное шасси убрать проще: когда стойка подгибается, передние или задние колеса первыми заходят в нишу.


Вперед или назад
Какое направление предпочтительнее? На выбор влияет то, как конструкторы хотят распределить вес самолета и в какую сторону убирается шасси — в сторону хвоста или носа.
Если в сторону хвоста — тогда стойка шасси крепится в передней части ниши, и тогда для удобства складывания нужно наклонить тележку вперед.
Если в сторону носа — тогда стойка крепится ближе к хвосту.
А это, в свою очередь, влияет на посадочные характеристики самолета. Замечено, что если шасси отклоняется назад (стойки смещены к хвосту), то самолет садится мягче. Именно хорошей работе шасси должны сказать спасибо пассажиры Airbus A330 и A340, славящиеся комфортными приземлениями.
С Boeing 767 получилось иначе. Этот самолет пилоты считают необычным: у него высокая энерговооруженность, из-за этого он управляется своеобразно. На испытаниях выявилось, что самолет в момент касания земли резко клюет носом, что и опасно, и дискомфортно, людей в салоне в этот момент резко встряхивает. Смещением шасси вперед это поведение удалось исправить.
У Airbus есть две подобные машины: A320 и A380.