Почему самолеты приземляются «на пятки», но некоторые садятся «на носочки»: редко замечаемая деталь

Речь идет о тяжелых авиалайнерах, у которых основные стойки шасси несут по четыре или шесть колес. Вы замечали, что при посадке их тележки с колесами обычно развернуты так, что передние колеса подняты, а задние опущены, словно самолет садится на пятки?
Рома Назаров
Рома Назаров
Почему самолеты приземляются «на пятки», но некоторые садятся «на носочки»: редко замечаемая деталь
Eddie Maloney — Wikipedia
Содержание

Крупные самолеты оснащаются шасси тележечного типа. Каждая основная стойка несет по четыре, а порой и по шесть колес, установленных на качающихся тележках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изначально, когда вес самолетов потребовал применять такое шасси, авиаконструкторы проектировали тележки так, чтобы в полете они сохраняли горизонтальное положение. Boeing 707 на следующей фотографии — характерный пример той эпохи.

боинг 727 приземляется
Boeing 707: одновременное касание всеми колесами
Richard Vandervord - Wikipedia

И это кажется логичным. В таком положении шасси создает минимальное сопротивление воздуху и не вносит помех в аэродинамику, при этом касается земли всеми колесами сразу, равномерно распределяя нагрузку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее, в 1970 годах авиастроители постепенно стали менять конструкцию тележек, так, чтобы в полете они принимали наклонное положение.

Наклон тележек назад более популярен

Чтобы в этом убедиться, достаточно полистать фотографии снимков. Две трети моделей двух крупнейших авиакорпораций Boeing и Airbus сначала касаются земли задними колесами. Особенно это характерно для американских машин: среди них есть единственное исключение.

Boeing 747: приземление
Boeing 747: приземление «на пятки»
GetArchive
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Boeing 777: приземление
Boeing 777: приземление «на пятки»
Nanashinodensyaku - Wikipedia
Boeing 787: приземление
Boeing 787: приземление «на пятки»
Danny Yu - Airliners.net
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Airbus 330 landing
Airbus 330
Riyad Filza - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ил-96 приземление
Ил-96 опускает «пятку» только у средней стойки шасси
Dmitry Terekhov - Flickr
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самолеты с наклоном тележек вперед

Существует как минимум два ярких исключения: американский Boeing 767 и советский Ту-154 — смотрим снимки и убеждаемся.

Boeing 767: приземление
Boeing 767: приземление на носки
Jordan Vuong - Wikipedia
Ту-154 приземление
Ту-154
Aero Icarus - Flickr
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Достоинство наклонного шасси — компактность

В полете шасси является бесполезным грузом, объясняет авиационный портал Simple Flying, отнимая место в центроплане, которое можно было бы отдать под багаж или топливные баки.

Чем меньше места занимают ниши под шасси, тем лучше. Наклонное шасси убрать проще: когда стойка подгибается, передние или задние колеса первыми заходят в нишу.

airbus a330
На Airbus A330 шасси убирается вперед: переднее колесо раньше заходит в узкую нишу.
Shadman Samee - Wikipedia
опоры шасси ту-154
Основные опоры Ту-154 убираются в гондолу позади крыла: самые задние колеса заходят в нишу раньше остальных.
Luc Willems - Airliners.net
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вперед или назад

Какое направление предпочтительнее? На выбор влияет то, как конструкторы хотят распределить вес самолета и в какую сторону убирается шасси — в сторону хвоста или носа.

Если в сторону хвоста — тогда стойка шасси крепится в передней части ниши, и тогда для удобства складывания нужно наклонить тележку вперед.

Если в сторону носа — тогда стойка крепится ближе к хвосту.

А это, в свою очередь, влияет на посадочные характеристики самолета. Замечено, что если шасси отклоняется назад (стойки смещены к хвосту), то самолет садится мягче. Именно хорошей работе шасси должны сказать спасибо пассажиры Airbus A330 и A340, славящиеся комфортными приземлениями.

Наклон тележки шасси назад делает посадку более мягкой.

С Boeing 767 получилось иначе. Этот самолет пилоты считают необычным: у него высокая энерговооруженность, из-за этого он управляется своеобразно. На испытаниях выявилось, что самолет в момент касания земли резко клюет носом, что и опасно, и дискомфортно, людей в салоне в этот момент резко встряхивает. Смещением шасси вперед это поведение удалось исправить.

У Airbus есть две подобные машины: A320 и A380.