Полный, мягкий и плагин: какие гибридные авто бывают и какой из них самый лучший

Когда четверть века назад только появились бензоэлектрические автомобили, специалисты много говорили о «последовательных» и «параллельных» гибридах. Потом эти термины вышли из моды, и все заговорили о «полных», «мягких» и «подключаемых» гибридах. А в последнее время появился термин «электромобили с расширенным запасом хода» – которые, по сути, тоже гибриды.
Рома Назаров
Рома Назаров
Полный, мягкий и плагин: какие гибридные авто бывают и какой из них самый лучший
Toyota Motor Europe
Содержание

Разница между ними не всегда очевидна. Взять, к примеру, подключаемые модели, они же плагин-гибриды. У такого автомобиля есть розетка, чтобы подзарядить аккумулятор от внешней зарядной станции. Так что же, разница лишь в том, что на кузове поставили розетку? Не совсем так.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Параллельные гибриды

В таких автомобилях и электромотор, и бензиновый двигатель напрямую приведят в движение колеса. ДВС при этом еще и работает как генератор, а электромотор может выполнять функцию рекуперативного торможения.

Комбинируя два источника энергии, инженеры добиваются более высокой топливной экономичности и более низкого уровня выбросов по сравнению с традиционными бензиновыми автомобилями. Однако такие авто все же уступают по гибкости использования подключаемым гибридам, а по экономичности – типу REEV.

Все параллельные гибриды дополнительно делятся на два типа.

Мягкие гибриды

В англоговорящих странах за этими машинами закрепился термин MHEV (Mild Hybrid-Electric Vehicle – «умеренный гибридно-электрический автомобиль»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из всех гибридов, мягкие имеют самый слабый электромотор и самый небольшой аккумулятор. В чисто электрическом режиме они работать не могут. Электрическая часть в основном используется для таких функций, как система старт-стоп, рекуперативное торможение и небольшая помощь при разгоне.

Мягкие гибриды только на электрической тяге двигаться не могут.

По экономичности они лишь слегка лучше бензиновых моделей. Зато они самые дешевые по сравнению с другими гибридами, и самые легкие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Porsche 911 гибрид
Многие спорткары, как Porsche 911, в наши дни являются мягкими гибридами – электромотор в них играет вспомогательную роль.
Robb Report

Полные гибриды

Их можно встретить под обозначением FHEV (Full HEV).

В этой категории тоже двигатель внутреннего сгорания и электромотор оба используются для приведения в движение колес. Но, в отличие от мягкого гибрида, они могут работать по отдельности. Это позволяет им неспешно передвигаться на электричестве – например, ездить в городских пробках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За счет мощного электромотора полные гибриды лучше экономят топливо. Однако и стоят они подороже мягких гибридов.

Toyota Prius может быть полным или подключаемым гибридом.
В зависимости от комплектации, Toyota Prius может быть полным или подключаемым гибридом.
Alexander Migl - Wikipedia

Подключаемые гибриды

Когда появились зарядные станции для электромобилей, очевидной идеей стало добавить возможность зарядки в гибридные автомобили. Так появился тип PHEV (Plug-in HEV). В России их называют по-разному: «подключаемые» или «подзаряжаемые» гибриды, а порой просто «плагин-гибриды».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отличие не только в наличии розетки. Как правило, эти автомобили оснащают более емкими аккумуляторами, чем полные гибриды, и более мощными электромоторами. Если у владельца машины есть где заряжаться, то, в принципе, он может неделями не пополнять запас топлива, потому что заряда батареи хватает на 50-200 км для дневных поездок.

За емкие аккумуляторы и возможность зарядки приходится расплачиваться увеличенной ценой и весом автомобиля, но если машиной пользоваться много, то эти расходы «отбиваются» за счет экономии топлива.

Toyota RAV4 Prime
Класс плагин-гибридов – самый многочисленный. Большинство современных массовых моделей относятся к нему.
Upper James Toyota
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Электромобили с увеличенным запасом хода – они же «последовательные»

Сейчас этот тип чаще называют REEV (Range-Extension Electric Vehicle), хотя по сути это тоже бензоэлектрический гибрид, только «последовательного» типа.

ДВС в нем колеса не крутит, а работает только как генератор для зарядки батареи. Соответственно, аккумулятор и электромотор ставят мощный, чтобы он в одиночку обеспечивал хорошую тягу. А бензиновый двигатель – небольшой и легкий.

По свойствам, эти модели близки к «чистым» электромобилям: их работа такая же плавная и тихая, а расход топлива минимален. Но и стоят они уже сравнимые деньги с электромобилями, заметно дороже бензиновых. Зато не нужно опасаться, что в дальней поездке сядет аккумулятор, а зарядиться будет негде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Voyah Free
Voyah Free – популярный в России REEV.
Alexander Migl - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какой лучше: зависит от условий

Каждый тип гибрида раскрывает себя лучше всего в разных условиях.

Вот пример. Volkswagen долго выбирал, на каком типе ему остановиться, но так и не выбрал, и недавно объявил, что в его модельном ряде будут как полные, так и подключаемые гибриды. Компания хочет иметь сильные позиции и в Америке, и в Европе:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Полные гибриды остаются более популярными в США, где инфраструктура зарядки менее распространена.
  • В Европе же доминируют подключаемые гибриды, там более строгие нормы выбросов и лучшие сети зарядки делают покупку PHEV выгодной.
подключаемый гибридный автомобиль
Rathaphon Nanthapreecha - Pexels

Какие еще бывают гибриды

Что если соединить, например, подключаемый гибрид и электромобиль с бензиновым генератором? Недавно китайский автопроизводитель Changan проделал такую штуку, заявив, что придумал первый в мире автомобиль типа Plug-in Range-Extended Electric Vehicle (PREV), сочетающий преимущества PHEV и REEV. Не берусь утверждать, что он действительно первый в мире, но весьма вероятно, что в ближайшем будущем мы увидим новые PREV. И кто знает, какие еще варианты появятся?

Статья написана с помощью ИИ, проверена и исправлена живым редактором.