Непонятая архитектура Японии: зацените 9 странных бетонных «шедевров»

Япония много веков провела в самоизоляции от внешнего мира, и ее деревянное зодчество пошло уникальным путем. В послевоенные годы страна стала мировым технологическим лидером и попыталась соединить традиции старинных плотников с подходами современной архитектуры.
Рома Назаров
Рома Назаров
Непонятая архитектура Японии: зацените 9 странных бетонных «шедевров»
Paul Tulett — Dezeen
Содержание

Фотограф Пол Талет пять лет странствовал по Японским островам, выискивая интересные здания. Он был поражен, найдя множество бетонных строений, возведенных уже в наши дни, удивительных по замыслу – и при этом совершенно неизвестных за пределами страны. Японцы охотно предлагают иностранцам боевые искусства, электронику, автомобили и финансы, живопись, но не архитектуру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изюминка местного деревянного зодчества – способность хитроумно соединять балки и брусья. Переходя к бетону, архитекторы не могли отбросить это наследие: так родился уникальный стиль, который в современном мире назвали бы очень брутальным, считает Талет. Он выпустил книгу «Бруталитская Япония: фотографический тур по послевоенной японской архитектуре» (Brutalist Japan: A Photographic Tour of Post-War Japanese Architecture), чтобы исправить пробел.

Изюминка местного деревянного зодчества – ноу-хау хитроумного соединения балок и брусьев.

Один из ярких примеров – то, как с помощью шлакобетонных блоков они имитируют чинибу, деревянную решетчатую стену, обеспечивающую вентиляцию и освещение и в то же время защиту от прямых солнечных лучей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я хотел показать разнообразие японского брутализма в терминах функции, размера, стиля, дизайна и возраста, – рассказал он блогу Dezeen. – Тут и большие госучреждения, и маленькие парикмахерские и общественные туалеты, нигде больше нет такого разнообразия».

Многие из этих зданий вскоре исчезнут, потому что даже на родине они не считаются ценностью. Талет успел запечатлеть их, чтобы они не остались забыты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гимназия префектуры Кагава - архитектор Кензо Танге, 1964 год

Гимназия префектуры Кагава, 1964 г., архитектор Кензо Танге
Paul Tulett
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Танге был автором огромного спортивного комплекса для Олимпийских игр 1964 года в Токио. Мало кто знал, что параллельно он работает над небольшим проектом, на котором оттачивал идеи для стадиона. Самая впечатляющая часть – четыре супермассивные колонны, над которыми нависают тяжеловесные консоли.

Международный конференц-центр в Киото - архитектор Отани Сачио, 1966 год

Международный конференц-центр в Киото, 1966 г., архитектор Отани Сачио
Paul Tulett - Dezeen
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Киото свойственна странная комбинация духа почтенности и в то же время пестрота городского ландшафта. Смешавшись в голове архитектора, они породили очень сложный образ – нет, не берусь его описать. Просто смотрите и прислушивайтесь к себе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ратуша Наго - бюро Team Zo, 1981 год

Ратуша Наго, 1981 г., бюро Team Zo
Paul Tulett - Dezeen

Колоннады и перголы (решетчатые навесы) образуют комбинацию затененных террас, создававшихся с мыслью, что они никогда не будут выглядеть как новые. На пористом бетоне сразу вырос мох, а колонны оплела бугенвиллея. Только вендинговые автоматы портят впечатление.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Общественный центр Наго - архитектор Широ Очи, 1995 год

Общественный центр Наго, 1985 г., архитектор Широ Очи
Paul Tulett - Dezeen

По соседству с фэнтезийной ратушей находится совсем здание совсем другого характера – U-образный комплекс из зала общественного совета, центра благосостояния и других учреждений. В нем есть что-то от пирамидальных храмов цивилизации майя. Интересно, что хотел сказать архитектор, создавая такой контраст?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многофункциональный комплекс — бюро Kuniyoshi Design, 1994 год

Многофункциональный комплекс, 1994 г., бюро Kuniyoshi Design
Paul Tulett - Dezeen

«Один человек рассказал мне, как ему однажды предложили снять квартиру в этом здании, но его жена наотрез отказалась», – сказал фотограф.

Мне кажется, вы бы тоже отказались. Если, конечно, вы не фанат Дарта Вейдера – для него получилась бы неплохая дача для отдыха в выходные от вселенских козней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Станция Кейхан Удзи - архитектор Хироюки Вакабаяши, 1995 год

Станция Кейхан Удзи, 1995, архитектор Хироюки Вакабаяши
Paul Tulett - Dezeen

Поклонники видеоигр сразу решили бы, что создатели игры Fallout явно побывали в Японии и видели эту станцию, настолько она похожа на фоллаутовские волты. Как здесь проявляется японский традиционализм, ума не приложу. Но «капитану визионерства» Вакабаяши виднее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Музей астрономии Кихоку - архитектор Такасаки Масахару, 1995 год

Музей астрономии Кихоку, 1995 год, архитектор Такасаки Масахару
Paul Tulett - Dezeen

А это крабоподобное здание вполне могли видеть участники музыкальной группы Prodigy, когда записывали альбом The Fat of the Land. Если быть «под шафе», оно живо напомнит гигантского атакующего краба.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Музей префектуры и искусств Окинавы, 2007, фирмы Ishimoto и Niki Associates

Музей префектуры и искусств Окинавы, 2007, фирмы Ishimoto и Niki Associates
Paul Tulett - Dezeen

Более спокойный и приземленный стиль музейного комплекса навеян крепостями-гусуку, распространенными у самураев Окинавы. В то же время, геометричность форм – явная дань эпохе компьютеров и технологий. На фотографии здание кажется серым, но в действительности оно очень светлое: строители использовали белый цемент с добавлением известняка и кораллового песка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Общественная библиотека Мацубара, 2019, бюро Maru

Общественная библиотека Мацубара, 2019, бюро Maru
Paul Tulett - Dezeen

60-сантиметровые цементные стены библиотеки хорошо защищают книги от частых землетрясений. Но с каким настроением вы приступите к чтению, большой вопрос.