Принципиально все пассажирские поезда делятся на два типа: локомотивный и моторвагонный. В первом варианте поезд тащит локомотив. Во втором часть вагонов имеют собственные электромоторы: в России этот тип получил название «электропоездов» и «дизель-поездов». Не зная, какое из двух направлений более перспективно, МПС решило развивать оба.
Марафон советских скоростных поездов: как ЧС200 победил ЭР200

Моторвагонное направление представлял хорошо известный ЭР200.
Что касается быстроходного электровоза для второго варианта, его создание отдали заводу Skoda, поскольку по договору о сотрудничестве пассажирские электровозы для Советского Союза делала Чехословакия. Благо, что у братьев-славян имелось почти готовое решение – электровоз ES499. На испытаниях он развил конструкционную скорость 219 км/ч – примерно столько, сколько хотело получить МПС СССР.

ES не устраивал только по развиваемой тяге. Требовалось, чтобы поезд мог поддерживать маршрутную скорость 200 км/ч с составом из 12-14 вагонов. Поэтому локомотив переделали из односекционного в двухсекционный, на восьми осях. Он получил обозначение ЧС200 и в 1979-1980 годах было выпущен малой серией из 10 единиц, рассказывает железнодорожный блок «Под стук».
Советское руководство осталось им довольно, и позже на его основе разработали самый удачный из чехословацких электровозов ЧС7, развивающий несколько меньшую скорость 160 км/ч за счет других колесных редукторов. И по той же причине способный возить более длинные поезда.

Взял выносливостью
Значительная часть пассажирских электровозов, построенных в советские годы, постепенно заменяются более современными. ЭР200 оказались недолговечны и их эксплуатация длилась недолго, около 30 лет, постепенно сокращаясь.
А для ЧС200 замену трудно найти до сих пор. Эти электровозы прошли капитальный ремонт уже в 2020-х и, по текущим данным, возят дневной поезд «Невский экспресс», преодолевая путь от Москвы до Петербурга лишь чуть медленнее «Сапсана», за 4 часа 5 минут.