Статью можно прослушать

Как пилот решает, с какой стороны зайти на ВПП: простой вопрос, неочевидный ответ

Решение, к какому концу взлетно-посадочной полосы лететь для посадки, пилоту приходится принимать сильно заранее, задолго до того, как визуальные ориентиры на земле станут видны. Как он делает выбор и распознает нужную сторону на практике?
Рома Назаров
Рома Назаров
Как пилот решает, с какой стороны зайти на ВПП: простой вопрос, неочевидный ответ
Michael Kuhn — Wikipedia
Послушать текст
Вопрос из заголовка однажды был задан на сайте вопросов-ответов Quora, и практикующие пилоты дали ответы на него.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Садиться лучше против ветра – тогда самолет относительно земли летит с меньшей скоростью, и ветер помогает его остановить на земле.
  • Если взлетно-посадочная полоса находится на склоне холма, то приземляться лучше вверх по склону, чтобы гравитация помогала тормозам.
  • Примечательно, что взлетать стараются, наоборот, вниз по склону, чтобы сила тяжести помогала разогнаться.

Уклон ВПП указывается в карте, которая есть в кабине пилота. Что касается направления ветра, то его можно узнать по радио от диспетчера. Пилоты малых самолетов, не оснащенных рацией, могут его определить по ветровому конусу – тряпичному указателю, который с давних времен обязательно есть на каждом аэродроме, объясняет Ричард Готшалл, пилот малой авиации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ветровой конус в аэропорту
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как заходят на посадку большие самолеты

Другое дело реактивные самолеты, летающие на больших высотах. С какой стороны заходить на посадку, пилот знает еще на расстоянии нескольких десятков километров до аэродрома. На самом спуске самолет ведет автоматика с помощью курсо-глиссадной системы. Она состоит из двух маяков на земле, один из которых указывает курс, а другой – скорость снижения, чтобы выйти точно на конец полосы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
два пилота в кабине
Freerange Stock

Более детально технику приземления объясняет эта статья Techinsider. Почитайте ее, если вам любопытно увидеть, как команды курсо-глиссадной системы отражаются на приборной панели самолета, и что делает экипаж, пока работает автопилот.