Статью можно прослушать

«Квадратное катаем!» Угадайте, зачем в 19 веке построили удивительный корабль-волчок

В 1877 году британский инженер Джон Диксон построил и испытал судно, которое могло катиться по земле и плыть по воде.
Рома Назаров
Рома Назаров
«Квадратное катаем!» Угадайте, зачем в 19 веке построили удивительный корабль-волчок
Borgiotti Pho.
Послушать текст
В 1877 году инженер Диксон разработал судно в форме сигары.

Такая необычная форма придала ему амфибийность: судно можно было перекатить по суше. Предназначалось оно для перевозки необычного груза. Перед тем, как читать дальше, предлагаем вам потренировать логическое мышление и память: вспомните 19 век и предположите, что это был за груз.

Что было в этом судне?
Нефть
Динамит
Статуя
Encased in the cylinder, Cleopatra’s Needle, waiting to be rolled into the sea. (Author: Borgiotti Pho.)
Borgiotti Pho.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Cleopatra – футляр для «Иглы Клеопатры»

На 19 век пришелся пик египтомании, когда европейские археологи с упоением раскапывали египетские пески, а найденные ценности сотнями перевозились в европейские столицы (вспомним хотя бы пару гранитных сфинксов, что украшают сейчас набережную Невы в Санкт-Петербурге).

Однако с обелиском «Игла Клеопатры» высотой 18 метров и массой 186 тонн вышла закавыка. Вот уже более полувека он принадлежал британской короне, но что с ним делать? Как погрузить громадину на корабль, никто понятия не имел (занятно, что за тысячелетия до этого древние египтяне без нытья перевезли его из каменоломен в Гелиополь, а затем древние римляне перетащили в Александрию). Так он и лежал на морском берегу в Египте, полузасыпанный песком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблему решил инженер Джон Диксон. По его проекту прямо вокруг обелиска построили железный корпус в форме цилиндра. Судно, названное Cleopatra, было несамоходным. В «носу» находился заостренный форштевень, а в «корме» – ахтерштевень с рулем, чтобы помогать буксирующему кораблю. Внутри находились помещения для экипажа из четырех человек. Еще сверху был мостик и мачта для гашения качки.

Трудное путешествие

Судно с обелиском легко скатили в море, прицепили к пароходу Olga и отправили в Англию.

Cleopatra’s needle being towed to England, 1877. (Author: George Knight)
George Knight
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока шли по Средиземному морю, Cleopatra вела себя как паинька, идя за буксиром, но в Бискайском заливе начался шторм, и она показала норов: вертелась с боку на бок, дергала трос и всячески портила жизнь обоим экипажам. Капитан приказал срубить мачту, но стало только хуже. Капитан Olga попытался снять людей с борта Cleopatra, но шесть моряков, отправленных в шлюпке на эту миссию, утонули. В конце концов, ее бросили дрейфовать.

К счастью, моряков и обелиск спас другой пароход. Хоть и потрепанная морем, Cleopatra завершила свою миссию, и «Игла Клеопатры» была установлена на набережной Виктории в Лондоне.