Кто круче: сравниваем будущие сверхзвуковые авиалайнеры из США и Китая

В настоящее время несколько компаний разрабатывают пассажирские самолеты, способные летать быстрее звука. Фаворитами этой гонки считаются американский Overture и азиатский C949. Сопоставив два самолета, мы с удивлением обнаружили, насколько они разные.
Рома Назаров
Рома Назаров
Кто круче: сравниваем будущие сверхзвуковые авиалайнеры из США и Китая
Boom Supersonic
Прогресс в сфере сверхзвуковой пассажирской авиации резко ускорился в последние пару лет.

В начале 2025 года американский стартап Boom Supersonic успешно провел испытания экспериментального самолета XB-1, ставшего первым сверхзвуковым самолетом, когда-либо созданным частной компанией. Boom работает над созданием авиалайнера Overture.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем временем, в марте китайский государственный авиаконцерн COMAC объявил, что создает собственный лайнер подобного класса, названный C949.

Про оба проекта известны пока только общие детали, но и они показывают, насколько разными станут самолеты.

Overture

Американский авиалайнер рассчитан на перевозку 64-80 пассажиров (данные в разных источниках немного отличаются). Он имеет среднюю дальность, порядка 6800 км, и крейсерскую скорость 1,7 Маха.

Overture aircraft
Overture
Boom Supersonic
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы самолет мог летать на маршрутах над сушей, инженерам предстоит решить проблему ударной волны, возникающей при полетах на сверхзвуке. Для этого самолет будет использовать явление отсечки Маха: атмосферное явление, при котором звуковая волна не достигает поверхности земли, а отражается от нижних плотных слоев атмосферы.

Разработчик обещает, что первый полет состоится уже в 2026 году.

C949

Разработка китайского самолета, судя по всему, началась совсем недавно. В марте ведущий специалист COMAC по аэродинамике Ву Давей опубликовал статью в журнале Acta Aeronautica Sinica, в которой было дано первое описание проекта. Фактически, другой информации о нем пока нет.

Comac C949 aircraft
Comac C949
COMAC
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приводятся целевые характеристики: дальность 11 000 км, скорость 1,6 Маха и вместимость 28-48 пассажиров в салоне бизнес-класса.

С шумом будут бороться иначе, чем в американском проекте. C949 получит длинный игольчатый нос, рассеивающий ударную волну, и похожие обтекатели на гондолах двигателей.

C949 начнет летать с пассажирами ближе к 2049 г., сообщили его создатели.

Посмотрите короткий видеоролик, посвященный китайскому самолету.

Нажми и смотри