Статью можно прослушать

Узнайте, как работает секвентальная коробка передач: это проще, чем хомяков тапать

Нет, оболтусы, не секс-летальная, а секвентальная. Такие КПП часто встречаются в описаниях элитных спортивных тачек и мотоциклов: напрашивается вывод, что они лучше обычных коробок. Разберемся, так ли это.
Рома Назаров
Рома Назаров
Узнайте, как работает секвентальная коробка передач: это проще, чем хомяков тапать
Marco S Hyman
Послушать текст
Содержание

Совсем свежий пример их применения мы встретили несколько дней назад, когда заводская раллийная команда АвтоВАЗа представила новый болид Lada Niva для ралли «Шелковый путь». Мы рассказывали о нем подробно, а сейчас просто упомянем, что автомобиль получил 6-скоростную секвентальную коробку передач вместо обычной «нивовской».

Скорости в такой коробке переключаются только последовательно. Например, нельзя перескочить с четвертой сразу на вторую, как делают при обгоне на машинах с традиционной механической КПП. На секвентальной коробке сначала нужно включить третью, а затем вторую.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно на это указывает слово «секвентальный» в названии – оно происходит от английского sequential, что значит «последовательный».

Слово «секвентальный» происходит от английского sequential, что значит «последовательный».

Применяются в мотоциклах, спецтехнике и спортивных автомобилях

В жизни эти агрегаты встречаются чаще, чем можно было бы ожидать – но не там, куда обычно смотрят автомобилисты. Все мотоциклетные коробки передач – секвентальные. Их часто применяют также в спортивных автомобилях. Многоскоростные сложные коробки передач тяжелой техники, грузовиков и тракторов тоже относятся к этому типу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
tractor john deere
Picasa

Главный плюс: очень простое управление

Такой алгоритм работы позволяет донельзя упростить органы управления трансмиссией.

  • Мотоциклист переключает скорости ногой с помощью рычага-коромысла: качнул в одну сторону – повышение, в другую – понижение скорости. Качнул вполсилы – включил нейтраль.
  • Так же, педалью, переключаются скорости во многих тракторах.
  • В автогонках коробкой управляют с помощью селектора, подрулевых лепестков или кнопок на руле. Это позволяет менять скорости гораздо быстрее, чем в обычной коробке.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
гоночный руль mclaren
Спортивное рулевое колесо: передачи переключаются красными кнопками.
J R Spigot - Wikipedia

Как работает такая коробка

Теперь самое сложное, потому что в этом разделе не обойтись без нескольких технических терминов. Придется проявить небольшое умственное усилие, поэтому вдохните-выдохните. Готовы?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начнем с обычной (традиционной) механической коробки передач. Ею управляют с помощью рычага, реализующего движение «елочкой» – смотрим на рисунок ниже. В это время нижний конец рычага с помощью тяги в форме вилки захватывает ту или иную шестерню в коробке передач и сдвигает ее: такой механизм называется вилочно-кулисным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
рычаг коробки передач
Dobbs Tire & Auto Centres

А теперь секвентальная коробка. В ней, как и в традиционной КПП, есть ведущий и ведомый валы (на фото ниже ведущий вал красный, ведомые – синий и зеленый), на которые насажены шестерни. Но вилочно-кулисного механизма нет. Вместо него, есть кулачковый вал (голубой), который водитель прокручивает с помощью селектора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этом валу есть изогнутые канавки, в которых ходят кулачки копирного механизма (серые). Кулачки сдвигает муфты (розовые), а те зацепляют ту или иную шестерню. Дело сделано: нужная скорость включена.

секвентальная коробка передач с 4 скоростями анимация
XyKyWyKy - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как работает кулачковый вал

Рисунок выше не отвечает на вопрос о том, что позволяет кулачковому валу прокручиваться на точно заданный угол. Для этого в селектор встроен храповый механизм (см. рисунок ниже).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
храповый механизм
MichaelFrey - Wikipedia

Так устроены лишь простые коробки передач мотоциклов и недорогих спортивных машин. В тяжелой технике и суперкарах секвентальный режим переключают не вручную, а с помощью сервоприводов – гидравлики или электроники.

Чем были хороши советские «Явы» и «Ижи»

У такой коробки есть еще одно неочевидное преимущество – при небольшой доработке, она позволяет отказаться от сцепления. Нужен лишь дополнительный кулачок, который будет отжимать диск сцепления в момент, когда нажимается рычаг. Рычагом сцепления на руле водитель пользуется лишь в те моменты, когда трогается с места.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
мотоцикл «Ява»
Мотоцикл Jawa
Правда.ру

Такое улучшение было в популярных в СССР мотоциклах «Иж-Юпитер» и чехословацких Jawa, а также оно есть во многих японских мотоциклах.