Как Туполев превратил ядерный бомбер из США в советский авиалайнер: странная история Ту-70

Удивляемся прозорливости знаменитого конструктора. Не дожидаясь приказа, он решил разработать пассажирский самолет, для советской авиации революционный. А началось все с проекта атомной бомбы.
Рома Назаров
Рома Назаров
Как Туполев превратил ядерный бомбер из США в советский авиалайнер: странная история Ту-70
Уголок неба
Содержание

С 1943 года Советский Союз ускорил работы по проекту атомной бомбы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одновременно военное начальство спешно искало способ доставить ее до цели. Своих тяжелых стратегических бомбардировщиков не было, если не считать немногочисленные довоенные ТБ-7, переведенные за устарелостью в транспортную авиацию.

В конце войны выпал шанс быстро создать такой самолет. Разными боевыми перипетиями, в СССР попали пять экземпляров B-29 Superfortress, мощнейшего бомбера того времени из США. Именно такие самолеты в 1945 году нанесли ядерный удар по Японии.

B-29 Superfortress
U.S. Air Force Airman
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самолеты были интернированы и переданы нескольким советским авиаконструкторам для изучения и создания, скажем прямо, cоветской копии. В конечном итоге, задание получил Андрей Туполев – так началась история первого советского стратегического бомбардировщика Ту-4, стоявшего на вооружении нашей страны с конца 1940-х и до 1960-х годов. Сталин лично приказал подготовить самолет в сжатые сроки, к авиапараду 1947 года.

история первого советского стратегического бомбардировщика Ту-4
Ту-4
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на наказ, Туполев приберег один экземпляр B-29 для другой затеи, не согласованной с верхами. Конструктор задумался о том, что стране нужна не только военная техника, но и своя большая гражданская авиация – какой у СССР, по сути, не было.

Его КБ начало в инициативном порядке разрабатывать четырехмоторный авиалайнер, взяв за основу американский бомбардировщик и задавшись целью сделать его к 1946 году. Позже проект одобрили и в правительстве.

Наполовину американец

Ту-12 (по другим источникам Ту-70) прямо заимствовал многие решения Stratofortress. Настолько прямо, что первый экземпляр стал своего рода летающим франкенштейном, у которого хвостовое оперение, крылья, мотогондолы, шасси и многие внутренние системы были взяты от одной из интернированных машин. Заново спроектировали и изготовили фюзеляж и центроплан, установили новые советские двигатели АШ-73.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В кабине летчиков пассажирский Ту-70 был устроен даже лучше, чем его военный собрат Ту-4. Туполевцы впервые применили ступенчатую компоновку, расположив экипаж амфитеатром.

Ту-12 (по другим источникам ту-70)
SDASM Archives | Flickr

Для советской авиации он стал тройной революцией: первый дальнемагистральный пассажирский самолет, первый четырехмоторный, первый, оснащенный комфортабельным герметичным салоном. При его создании КБ впервые также применило метод испытаний на герметичность с помощью высокого давления.

Ту-70

Размах крыла – больше 44 метров.

Максимальный взлетный вес – 60 тонн.

Силовая установка — четыре 18-цилиндровых двигателя общей мощностью почти 10 000 л. с.

Бомбардировщик помешал

В четвертом испытательном полете прототип чуть не разбился, но пилоты смогли его спасти. После ремонта испытания благополучно продолжились, и в 1948 году правительство приняло решение о постройке 20 экземпляров, которые могли бы летать на международных и дальних внутренних линиях. Партия делилась на три модификации: несколько самолетов предполагалось использовать в правительстве и оборудовать комфортабельным спецсалоном, еще часть – смешанной компоновкой, с люкс-салоном и салоном 1 класса, остальные сделать в 72-местном линейном варианте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ту-12 (по другим источникам ту-70)
Ту-70
Уголок неба

Жаль, но все авиазаводы на тот момент были загружены постройкой Ту-4, и план не был реализован. Единственный экземпляр эксплуатировался до 1954 года, после чего был разобран.

Boeing B-377 Stratocruiser

Любопытно, что в США существовал подобный проект, несколько более успешный. Ближе к концу войны боссы Boeing понимали, что скоро производство бомбардировщиков сократится в разы, и стали искать возможности новых применений наработкам, полученным при создании B-29.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Boeing B-377 Stratocruiser image
Boeing B-377 Stratocruiser
San Diego Air & Space Museum Archives | Wikipedia

Одним из этих проектов стал авиалайнер B-377 Stratocruiser. Конструктивно и внешне он заметно отличался от советского. У него было две палубы (на нижней располагался бар) и новые двигатели. По требованию авиакомпаний, его также оснастили противообледенительной системой и доработали управляемость. В разных вариантах, самолет вмещал от 55 до 117 пассажиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На несколько лет Stratocruiser стал самым большим и роскошным авиалайнером в мире. Поначалу авиакомпании проявляли к ним большой интерес, однако он показал себя ненадежным и сложным в обслуживании. поэтому история его была недолгой, и всего было выпущено 56 экземпляров.

А КБ Туполева по накатанной колее продолжило создавать пассажирские самолеты из бомбардировщиков: так родились Ту-104, Ту-114 и культовый Ту-134. Узнайте о них больше в историях по этим ссылкам.