Через Атлантику на шарах: странный пароход 19 века собирался перевернуть мореплавание

Этот корабль выглядел как гигантский трехколесный велосипед с шарами вместо колес. По мысли изобретателя, переход на такие движители экономил бы прорву топлива.
Рома Назаров
Рома Назаров
Через Атлантику на шарах: странный пароход 19 века собирался перевернуть мореплавание
Created by techinsider.ru using the GigaChat web app
В октябре 1880 года американский изобретатель Роберт Фрайер получил патент на «некоторые новые и полезные усовершенствования в плавучих винтовых судах», где на самом деле был описан необычный движитель.

Если взглянуть на чертеж сбоку, судно напоминало огромный трехколесный велосипед, опирающийся на три сферических поплавка вместо колес. Из шаров выступали фланцы, играющие роль лопастей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно патенту, судно могло передвигаться не только воде, но и по рельсам — если построить железную дорогу подходящей ширины и конструкции.

Чертеж корабля Роберта Фрайера
Общественное достояние

От теории к практике

Фрайер не ограничился теорией. Сначала он построил небольшую модель и успешно испытал ее в пруду на реке Гарлем в Нью-Йорке. Затем появилась более крупная версия с шарами диаметром около 1,8 метра. Пароходик почти ежедневно испытывался в течение четырех месяцев и даже брал на борт от двух до двадцати человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сам же изобретатель мечтал построить океанский лайнер на 225 пассажиров длиной 70 метров.

Воплотить смелую задумку в практичный транспорт оказалось куда труднее. Около 1890-х Фрайер построил прототип под названием The Alice. Но рост размеров не совершил технического чуда: эффективность всех образуов оказалась ниже, чем у обычных кораблей, и за рамки экспериментов его изобретение так и не вышло.

Эпоха колесных кораблей

Фрайер не был чудаком-одиночкой с беспочвенными иллюзиями. Он опирался на теорию, популярную в 19 веке: концепция кораблей на колесах-поплавках много обсуждалась в кругах морских инженеров и породила целую череду подобных проектов. Ранее Techinsider.ru рассказывал о шестиколесном корабле и даже корабле-цилиндре

Корабль Эрнеста Базена
В общественном достоянии

Теории тех лет могут показаться полной наивностью, но вот что интересно: колесный водный транспорт жив и по сей день. Только размеры и назначение его — пересекать не океаны, а реки и болота. Я говорю об автомобилях-амфибиях на больших шинах низкого давления.