Самолет с бортовым номером СССР-77110 находится в музее с 1984 года, перелетев на музейный аэродром в Баратаевке своим последним полетом.
Где в России можно увидеть авиалайнеры Ту-144 – и какие из них самые интересные

Для него это уже вторая реставрация. В первый раз его ремонтировали в 2008 году, после чего салон был открыт для посещения. Тогда же ему вернули исходную советскую ливрею.
На запрос Techinsider, почему понадобилась вторая реставрация, музей не дал ответа до момента публикации статьи. Известно, что проект восстановления захватил сверхзвуковой пассажирский самолет – жемчужину музея, – и еще 11 самолетов из его экспозиции. Всего в его коллекции около 40 летательных аппаратов. Музейные работники будут чистить, восстанавливать внешний облик и интерьер.

Половина из построенных экземпляров дожили до наших дней
Всего в СССР было построено 14 единиц, из которых до наших дней дожили семь. Из погибших наиболее известен тот, который разбился в 1984 году во время демонстрации в Ле-Бурже в 1973 году – это стало первой в истории катастрофой сверхзвукового пассажирского самолета.
Шесть сохранившихся экземпляров находятся в России, еще один – в Германии.
Монино: самый известный
Самый известный находится в Центральном музее ВВС в Монино. Борт СССР-77106 был седьмым в серии, в этом году ему исполнилось 50 лет с момента создания.
Именно он «снимался» в кинофильме Мимино. Курьез в том, что по фильму он летает на линии Дели – Сан-Франциско, но в реальности советские сверхзвуковые самолеты никогда не работали на международных маршрутах.

В реальной жизни, он использовался в экспериментах советских авиационных институтов и участвовал в налаживании пассажирских перевозок между Москвой и Алма-Атой – единственной линией, на которых этим самолетам довелось работать, и то меньше года.
В Монино самолет пострадал в 1990-е годы от вандализма. Позднее его также долго реставрировали, собирая оригинальные части со всей страны – наш большой рассказ об этом читайте здесь.
Казань, Самара, Ульяновск
Борту 77107 повезло еще меньше. Изначально он предназначался не для испытаний, а для работы на пассажирских линиях, но уже в 1976 году был снят с полетов и передан Казанскому авиационному институту. Отсутствие ухода плохо сказалось на его состоянии, а в 2017 году его даже попытались продать через eBay. Однако институт смог найти спонсоров, чтобы привести внешность самолета в приемлемый вид и установить его на постамент.

В музее при Самарском аэрокосмическом университете находится борт 77108. Он создавался для летных исследований в целях разработки навигационных систем и работал до 1987 года.
Ульяновский 77110 на два года моложе. Именно он стал одним из двух самолетов, работавших на пассажирской линии. Он также стал последним Ту-144, который показывали на авиашоу в Западной Европе в 1977 году.
Жуковский: самый уникальный
Два экземпляра с номерами 77114 и 77115 остались в ЛИИ им. М. М. Громова на аэродроме «Жуковский», с которого этот самолет впервые поднялся в воздух.

Борт 77114 – самый примечательный из всех сохранившихся. Он стал летающей лабораторией и в этом статусе даже успел поработать в NASA в 1990-е годы. Сейчас он установлен в качестве мемориала на постаменте.
77115-й стал последним экземпляром в серии. В 1980-х он использовался для подготовки космонавтов по программе ВКС «Буран».
В 2005-м страна чуть его не лишилась: самолет был частично разобран и продавался. К счастью, энтузиасты собрали средства, чтобы его выкупить. Недавно ходили разговоры о том, чтобы восстановить его до полетного состояния для продолжения исследований: насколько они серьезны, оценить мы не можем.

Германия: Ту-144 и Concorde
Борт 77112 находится в Музее техники в немецком Зинсхайме. Это единственный Ту-144, выставленный за пределами бывшего СССР. И единственный, который выставлен рядом с Concorde – самолетом, который он должен был опередить и превзойти.