«Сдаемся!» Норвегия отказалась строить первый в мире судоходный тоннель

Какие только мега-сооружения человечество не строит в наши дни: супердлинные тоннели, мосты невероятной длины и высоты, плотины настолько огромные, что их вес влияет на вращение Земли. И лишь одно не дается, простое на первый взгляд: судоходные тоннели.
Рома Назаров
Рома Назаров
«Сдаемся!» Норвегия отказалась строить первый в мире судоходный тоннель
Kystverket/Snøhetta/Plomp — Wikipedia
Содержание

Идея тоннеля для кораблей не нова. Ее начали обсуждать еще в 19 веке. В Мировом океане есть немало опасных участков, которые можно было бы таким образом избежать, если бы удалось срезать маршрут через сушу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При текущем уровне технологий, она долго казалась невозможной. И вот в 21 веке, казалось, цивилизация созрела: Норвегия объявила о планах построить первый в мире тоннель для кораблей. Но спустя годы обсуждений и миллиардные расчеты, проект оказался на грани закрытия. Что пошло не так?

Концепт-изображения входов в тоннель
skipstunnel.no
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В шторм или под землю

Побережье у полуострова Стад – один из самых опасных участков для судоходства в Скандинации. Здесь нет островов, которые могли бы ослабить удары ветра и волн. В среднем около ста дней в году штормы настолько сильны, что кораблям приходится ждать в портах улучшения погоды. С 1949 года здесь погибло 33 человека.

По местным легендам, еще викинги перетаскивали свои суда по суше, чтобы избежать опасного морского пути вокруг Стада.

Чтобы сделать плавание безопасным, инженеры предложили проложить тоннель длиной около 1,8 километра, напрямую соединяющий две стороны полуострова. На ранних стадиях рассматривалась идея подземной железной дороги: суда предполагалось поднимать из воды и перевозить по рельсам – это казалось вдвое дешевле. Однако в итоге предпочтение отдали классическому каналу, пробурив его под горой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Путь, по которому пройдет тоннель
Oliver O'Donnell - Wikipedia

По проекту тоннель должен иметь высоту 49 метров, из которых 12 заполняет вода. Ширина – 37 метров, достаточная для многих грузовых судов и паромов, в том числе, танкеров класса Aframax. Переход занимал бы около десяти минут при скорости движения 15 км/ч. В оформлении входов предполагалось сохранить необработанные каменные стены, гармонично вписав сооружение в ландшафт норвежского побережья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ничего фантастически сложного...

Мировая история знает немало масштабных транспортных сооружений: достаточно вспомнить Панамский и Суэцкий каналы, Волго-Донской водный путь, Беломорканал, судоподъемник на плотине «Три ущелья» в Китае и Готардский базисный тоннель в Швейцарии длиной 57 километров. И подземные пристанища для кораблей существуют: в самой Норвегии работает подземная военно-морская база Олавсверн – искусственная пещера площадью почти миллион квадратных метров. На фоне этих достижений идея морского тоннеля выглядела вполне реалистичной.

Гатунские шлюзы
Stan Shebs - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

...но цена не оправдывает

Впервые проход сквозь норвежский полуостров был предложен еще в 1874 году, но тогда интереса к нему судовладельцы не проявили. Проект был в забвении до начала 21 века, когда в 2007 году исследование Det Norske Veritas показало, что он может быть экономически оправдан.

Но уже через три года те же аналитики пересмотрели оценку, назвав тоннель нерентабельным, после того, как более скрупулежно провели расчеты затрат.

Первоначально его строительство оценивалось в $325 миллионов. С каждым новым отчетом цифры росли: к 2023 году его цена достигла $690 миллионов, а по последним данным – уже около $930 миллионов.

Диаграмма тоннеля в профиль
Kystverket / Norwegian Coastal Administration - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная сложность – в объеме работ: для прокладки тоннеля нужно удалить около трех миллионов кубометров породы. Из-за плохих дорог материалы придется доставлять морем, а чтобы вода не затопила стройку, требуется возведение сложной шпунтовой конструкции – стены на дне моря, которой можно отгородить место строительства и осушить его на то время, пока копают проход.

Норвежское правительство уже потратило $38,5 миллиона на выкуп земель, но оставшиеся расходы превышают эту сумму многократно. При нынешней экономической ситуации продолжать реализацию проекта было бы «финансово безответственно», заявил на днях премьер-министр Йонас Гар Стере. В следующем бюджете средств на строительство не заложили, предпочтя увеличить расходы на оборону, здравоохранение и муниципальные нужды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Концепт-изображения входов в тоннель
skipstunnel.no

Проект не похоронен окончательно

Официально он не закрыт. Большинство депутатов парламента Норвегии считают, что исследования следует продолжить – возможно, дальнейшее развитие технологий или улучшение экономической ситуации снова вдохнут в него жизнь.