Многие страны строят планы активнее использовать Арктику, а для этого им нужно больше ледоколов и других судов ледового плавания.
Чем меньше льда, тем больше ледоколов: какие страны и зачем их строят

Ледовый покров Северного Ледовитого океана становится все тоньше из-за изменения климата. В 20 веке льды были такими толстыми, что идея СССР о создании Северного морского пути провалилась. Сейчас ледовая шапка настолько ослабла, что в этом году китайские компании открыли регулярный торговый путь из Азии в Европу через Русский Север, получивший название «Арктический экспресс».
Ледокольный флот растет
- Россия активно строит атомные ледоколы нового поколения.
- Китай, тем временем, построил несколько исследовательских ледоколов и солидный флот коммерческих судов для полярных плаваний, в том числе самый большой в мире корабль-платформу.
- Соединенные Штаты запустили программу Polar Security Cutter (PSC) — это первые тяжелые ледоломы, строящиеся в США за десятилетия.
- Канадская похожая программа носит название Polar Icebreaker.
- Верфи Финляндии, Японии и Кореи загружены заказами на суда для полярных миссий, хотя сами эти страны к Арктике выхода не имеют.
Мотивы у всех этих стран заметно отличаются. Одних интересуют торговые пути, других природные ресурсы, третьих – собственная безопасность.

Россия
Наша страна ведет строительство атомных ледоколов по двум новым проектам 22220 (серия «Арктика»), и 10510 («Лидер») и держит флот дизельных судов классом пониже. Пока Россия остается единственной страной с крупным атомным ледокольным флотом.

Интерес к Арктике у нее самый разносторонний. Мощные суда нужны для исследований и круглогодичных перевозок нефти и газа с полярных месторождений и снабжения северных портов. В недалекой перспективе, они смогут обеспечивать транзит грузов из Азии в Европу.
Есть и чисто политический мотив «присутствия» – он усиливает голос страны в обсуждении будущего Северного Ледовитого океана.
Наконец, сейчас осторожно пробуют использовать эти ледоколы для арктического туризма.
Китай
Интерес КНР более практичен – добыча природных ресурсов и транспортные перевозки. Элемент «присутствия» в нем тоже есть, хотя сама Китайская народная республика находится от Арктики далеко. Научные институты страны ежегодно проводят большую сезонную экспедицию к ледовым водам, изучая донный рельеф, климат, собирая информацию об изменениях ледовой обстановки.

Сейчас в КНР ведется строительство первого в своей истории атомного ледокола.
США
Америка на коммерческие интересы упор не делает, для нее в приоритете – национальная безопасность. Не случайно в названии ее программы есть слово Security. Кроме этого, американские ледоколы будут работать в научных миссиях и поисково-спасательных операциях.

Канада
Хотя у Канады есть собственный транзитный путь с Востока на Запад через север, перевозки ее пока мало интересуют. Ее главные мотивы – снабжение арктических общин, охрана собственных границ и «работа» с природными ресурсами. Кстати, недавно канадским ледоколам пришлось поработать, вызволяя застрявший на мели и вмерзший после этого в лед голландский контейнеровоз Thamesborg.

Норвегия
У маленькой скандинавской страны и интересы очень локальные: ее новые ледоколы будут обслуживать нефтегазовые проекты, промысловые суда и региональную торговлю.
Финляндия, Швеция, Южная Корея и Япония
Эти маленькие страны не имеют больших амбиций в Арктике, зато сильны своими технологиями судостроения. Финские верфи считаются лучшими, если заходит речь о полярных судах: не случайно даже СССР много прибегал к их услугам, в том числе, для постройки атомных ледоколов. А японские технологии активно используют китайцы в своих кораблях. В полярной экспансии 21 века эти «государства-специалисты» сыграют малозаметную, но важную роль.
