Статью можно прослушать

Французская автомагистраль заряжает электромобили на ходу – впервые в мире

Подзаряжать электрические автомобили от самой дороги пробовали и ранее на дорогах в разных странах. Теперь Франция воплотила эту технологию на скоростной магистрали с плотным трафиком.
Рома Назаров
Рома Назаров
Французская автомагистраль заряжает электромобили на ходу – впервые в мире
Carscoops
Послушать текст
Содержание

На шоссе A10, примерно в 40 км от Парижа, начал работать проект «Зарядка во время движения». Энергия передается по воздуху от индуктивных катушек, встроенных в полотно дороги, к проезжающим над ними электромобилям. Протяженность экспериментального участка – около 1,5 км.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас от зарядной станции заряжаются только несколько образцов тестовой техники – тяжелый грузовик, развозной автомобиль, легковушка и автобус.

Первые данные испытаний обнадеживают, утверждает пресс-релиз консорциума, ведущего проект. Ранее университет Гюстава Эйфеля испытал индукционную зарядку в режиме, когда автомобиль стоит на месте, и получил пиковую мощность более 300 кВт и среднюю мощность более 200 кВт.

дорога с беспроводной зарядкой электромобилей
Israel Económico
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Грузовикам нужнее всего

Электрификация большегрузного транспорта идет тяжелее, чем легкового, объяснил глава VINCI Autoroutes Николя Нотэбер, участник консорциума. Если идти классическим путем, заряжая грузовые электромобили от зарядных станций, то нужны многотонные аккумуляторы и сверхмощные зарядные станции, до 1 МВт включительно.

Внедрение технологии зарядки от дороги на крупных дорогах ускорило бы переход грузовиков и автобусов на электричество. Сейчас коммерческий транспорт является причиной более 16% всех вредных выбросов во Франции.

электрический грузовик
VINCI Concessions
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зарядка в движении должна здорово экономить время коммерческому транспорту, для которого время простоя – критичный фактор. Потенциально она позволит использовать более компактные и легкие аккумуляторы. Для грузовика это означает, что он сможет взять больше полезной нагрузки. Более компактные аккумуляторы – это еще и меньше дорогостоящего сырья, в том числе редких и труднодобываемых природных ресурсов.

Как работает зарядка на ходу

Подзаряжать аккумулятор электромобиля от дороги можно двумя способами: контактным, через провода, или беспроводным, с помощью индукционной зарядной станции. Она работает на том же принципе, что и беспроводная зарядка для смартфона. Под дорожным покрытием находятся медные катушки, создающие магнитное поле. Автомобиль должен быть оснащен приемной катушкой, и когда он движется по дороге, магнитное поле индуцирует в ней электрический ток, а тот питает его аккумулятор или непосредственно электромотор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
индуктивная зарядка электромобиля
Techtime News

Технические сложности

Успех этой технологии определяется тем, возможна ли точная юстировка передающих и приемных катушек. Требуется мониторинг передачи энергии в реальном времени, для чего в дорогу и в автомобиль встраивают отдельные датчики и программное обеспечение – все это требует долгой отладки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пришлось разработать ударопрочные отдающие катушки, способные работать много лет в условиях постоянных вибраций, создаваемых колесами проезжающих над ними машин. Перед внедрением на реальной дороге их испытывали в лаборатории по ускоренной методике, имитирующей 25 лет движения большегрузных автомобилей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где еще есть такие дороги

Исторически первой была Швеция, где проходили долгосрочные исследования под контролем транспортной администрации. Однако в итоговом отчете от 2024 года было рекомендовано отказаться от создания общенациональной сети заряжающих дорог из-за неоправданно высокой стоимости. Хотя не отрицалось, что коридоры небольшого размера могут создаваться и расширяться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
зарядка электробуса на ходу
Electreon

Германия строит однокилометровый участок индуктивной зарядки на автомагистрали A6. Проект использует ту же технологию, что и французский, разработанную фирмой Electreon – пока единственным поставщиком решений для такой зарядки.

В Италии есть собственный проект ведется проект Arena del Futuro. С 2021 грузовики и автобусы тестируют на участке платной дороги в Ломбардии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свои пилотные проекты есть в США, Китае, Южной Корее и Израиле. В одних случаях используется индуктивная, в других контактная зарядка – от встроенного в дорогу рельса или от контактного провода над ней.

дорога с беспроводной зарядкой электромобилей
Electreon

Что дальше

В пилотном проекте во Франции несколько месяцев будут проходить испытания. Собранные данные помогут оценить затраты на создание подобных дорог, сложности их подключения к электросети и придумать, как взимать плату с автовладельцев за зарядку. Далее нужно разработать единый стандарт, чтобы технологии разных стран были совместимы. После этого можно говорить о масштабном внедрении.