Между тем, именно планеры зачастую формируют почерк, которым будет известен будущий «главный». В молодости он лишь инженер-новичок — кто такому доверит сразу создавать самолет? Кто выделит средства на закупку мотора и других важных деталей? Правильно, никто. Планер — другое дело, он в разы проще и дешевле. На безмоторных самолетах начинать даже лучше – развивается внимание и дотошность в аэродинамике, уважение к весовой дисциплине.
«Летающая крепость» и компания: самые интересные планеры Ильюшина, Поликарпова и Яковлева

В других случаях конструктор обращается к планерам уже на взлете карьеры. Так поступил, например, Поликарпов в трудный момент истории – и многих удивил.
Сегодня вспоминаем три проекта. Если понравится, после прочтения кликните смайлик с большим пальцем вверх – мы будем знать, что нужно рассказать и о других интересных машинах этого типа.
Николай Поликарпов — «летающая крепость» БДП
Историки до сих пор гадают, что побудило знаменитого инженера, создателя истребителя И-16 и биплана По-2, замыслить проект планера. Общий конкурс среди авиаконструкторов, проводившийся Наркоматом авиапромышленности в 1940 году, он пропустил, а предложение подал за считанные дни до начала Великой Отечественной войны, неожиданно для окружающих.
Кто-то считает, что у Поликарпова был оригинальный взгляд на то, как должен создаваться такой аппарат, и он посчитал важным, чтобы его услышали. Возможно, он проанализировал только что случившийся захват немецкими войсками острова Крит, сопряженный с большими потерями для нападавших, и понял, что текущая концепция устарела.
Будущий БДП («Боевой десантный планер») был не столько средством транспортировки, сколько штурмовым оружием. Конструкция предусматривала возможность десантникам уже с воздуха начать вести огонь, а их самих защищали от огня бронеплиты.

Сделать успели лишь опытный образец. После этого завод, на котором планеры предполагалось собирать, пришлось эвакуировать, и от серийного выпуска БДП отказались.
Сергей Ильюшин – грузовик Ил-32
Сергей Ильюшин был из числа тех, кто с планеров начинал – считают, что именно поэтому он чистоте аэродинамики всех самолетов уделял особое внимание.
Ему принадлежит проект одного из последних десантных планеров СССР. По размерам и грузоподъемности цельнометаллический Ил-32 был крупнее многих самолетов, а буксировать его должен был большой четырехмоторный авиалайнер Ил-18. Планер брал на борт до 60 человек или 7 тонн груза. Кабина для двух пилотов имела столь же богатый набор авионики, что и у моторных летательных аппаратов.


Шасси у него было неубирающееся, зато с возможностью приседать на земле для удобства погрузки и разгрузки. Носовая и кормовая оконечности фюзеляжа откидывались вбок.
Позже интерес к планерам у военных пропал, и проект не пошел в серию.
Александр Яковлев — летучий новичок АВФ-10
Яковлев стал горячим энтузиастом авиации, еще учась в школе. Школьником успел через горячее волонтерство обрести связи с лучшими специалистами – одним из его наставников стал Сергей Ильюшин. В школе же он создал свой первый планер АВФ-10.


В 1924 году на Всесоюзных планерных испытаниях (грандиозное соревнование, собиравшее больше участников, чем любое подобное мероприятие в других странах) планер новичка оказался одним из лучших. «Чрезвычайно летучим» назвал его один из летчиков: «Летая на АВФ-10, поневоле поражаешься, как может столь неприхотливый аппарат, взлетая при ничтожном ветре на малой возвышенности, проходить расстояние, во много раз превышающее то, которое думаешь пройти, направляясь в полет... В воздухе планер плавно и упорно идет вперед, как бы влекомый каким-то невидимым бесшумным мотором».
За первым проектом последуют еще два, ставшие важной школой перед созданием легендарного истребителя Як-3.
