Статью можно прослушать

Теплый пуск по-челябински: как автопарки СССР научились обходиться без антифриза

В советские времена все автомобилисты, от владельцев «Москвичей» до водителей огромных КрАЗов, заливали в радиатор воду, а не антифриз. Естественно, зимой ее на ночь приходилось сливать — и лишь суровые челябинские мужики нашли способ этого не делать.
Рома Назаров
Рома Назаров
Теплый пуск по-челябински: как автопарки СССР научились обходиться без антифриза
Соцсети
Послушать текст
Читая старые советские подшивки «За рулем», порой натыкаешься на интересные вещи. Эту историю я нашел в 10-м номере за 1965 год.

Читая ее, подивился, как быстро мы забываем неприятные вещи, едва они уйдут в прошлое. Ведь еще в девяностые годы во многие грузовики заливали не антифриз, а воду. А в 1960-е годы в советском автохозяйстве незамерзающих жидкостей не было в принципе: зимой воду приходилось заливать каждое утро, а вечером сливать, ведь за время ночной стоянки двигатель остывал до минусовых температур.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Никого, конечно, такая ежедневная морока не радовала, и автопредприятия шли на разные выдумки, чтобы избавиться от нудной процедуры.

Хотите немного размять мозг и потренироваться в креативности? Тогда отложите чтение статьи на минуту и придумайте свой способ решения такой проблемы.
Готово? А теперь сравните свое решение с изобретениями предшественников.
тракторы «Кировец» зима ссср
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что сделали ученые из Челябинска

Не дать охлаждающей жидкости замерзнуть можно как минимум двумя способами: изменить свойства жидкости, чтобы она не замерзала на морозе, или всю ночь подогревать капот, чтобы он до утра не остыл.

На практике, второй способ применяли чаще, изобретая разные способы подогрева.

  • Где-то не давали двигателям остыть, подавая на них пар.
  • В других случаях применяли электрообогрев.

И тот, и другой способы требовали больших затрат энергии — а это дорого.

Экономичнее других оказалось решение группы ученых из Челябинского политехнического института, применивших обдув теплым воздухом. По их чертежам в нескольких автопарках региона были смонтированы установки для обогрева автомобилей, стоящих на открытых площадках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работали они так. В приямок рядом со стоянкой устанавливают радиатор, по которому течет горячая жидкость. Вентилятор нагнетает на него поток воздуха, а затем горячий воздух подают в проложенные под землей воздуховоды, тянующиеся к каждому парковочному месту. Далее по мягкому брезентовому рукаву он идет под капоты.

Установка ночного обогрева двигателей грузовиков Челябинского политеха, 1965 г. ссср
Установка ночного обогрева двигателей грузовиков Челябинского политеха, 1965 г.
Архив "За рулем"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работал метод даже на суровом уральском морозе под –30°C и был куда менее энергозатратен, чем любые альтернативы. Причем некоторые автопредприятия обнаружили, что всю ночь работать вентилятору не нужно: достаточно посадить дежурного механика, который будет всю ночь то включать, то отключать подогрев, а под утро включит его на полную мощность.

Расчет показал, что обогрев одного грузовика или автобуса за всю зиму обходится всего в 27,5-42,5 советских рублей (примерно столько стоила люстра или фарфоровый сервиз).

Остается непонятным, почему в других регионах не подхватили инициативу челябинцев. Ведь после того, как о ней рассказал всесоюзный журнал, она стала общеизвестной.