Статью можно прослушать

Существуют ли дизельные самолеты: вы всегда хотели это знать, но не у кого было спросить

Краткий ответ – да, хотя это большая редкость. Чем дизельный двигатель привлекает авиаконструкторов, на каком топливе он работает, и при чем тут СССР?
Рома Назаров
Рома Назаров
Существуют ли дизельные самолеты: вы всегда хотели это знать, но не у кого было спросить
DiamondircraftInd — Youtube
Послушать текст
Дизельные самолеты действительно большая редкость.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Австрии фирма Diamond Aircraft выпускает легкомоторный многоцелевой DA50. Покупатели могут выбрать дизельный или бензиновый двигатель.

Его судьба была не вполне гладкой. Созданный в 2004 году самолет изначально комплектовался дизельным мотором от внешнего поставщика, который оказался ненадежен. Тогда Diamond разработала собственный дизель и не проиграла: она уверяет, что такой вариант более популярен у покупателей.

Diamond DA50 NG airplane
Diamond DA50 NG
Diamond Aircraft
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Америке Piper Aircraft развивает собственный легкий самолет Archer DX с дизелем DeltaHawk. Первый полет он совершил в 2014 году и был выбран летной академией Skyborne Airline в качестве основного учебного самолета – решение авиашколы стало его звездным часом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Piper Archer DX airplane
Piper Archer DX
Piper Aircraft

Чем хороши такие самолеты

В наши дни в авиации применяются турбированные дизели – более эффективные и легкие. Они все же несколько тяжелее бензиновых аналогов, но превосходят их по многим параметрам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, дизельный вариант Piper Archer DX экономичнее бензинового варианта на 35%, при этом заметно лучше набирает высоту и обладает более высоким потолком.

Работают авиационные дизели не на дизельном топливе, а на топливе для реактивных двигателей Jet A, основанном на керосине – он не густеет при охлаждении на больших высотах и стоит заметно дешевле бензина.

Скоро мир будет отмечать 100-летие дизельной авиации

Первый полет такого самолета прошел еще в 1928 году. Авиаконструкторы разных стран много экспериментировали с экономичными дизелями в надежде увеличить дальность полета. Германия была одним из лидеров в этом направлении.

В СССР подобные проекты тоже существовали. Мало кто слышал о советском дальнем бомбардировщике Ер-2, сыгравшем роль при штурме Кенигсберга – первый пример.

Первым пассажирским авиалайнером послевоенного времени стал Ил-12. Первые прототипы работали на дизеле, но серийные модели все же перевели на более привычный авиабензин.

В 21 веке дизель еще может сыграть роль в авиации

Эконормы становятся все жестче, и если окажется, что возможно дешево и в больших объемах производить экокеросин нового поколения SAF, сделанный из отходов или растительного сырья, то дизельную авиацию ждет расцвет.

Для этого ей придется выиграть гонку с двумя главными соперниками – самолетами на водороде и на электрических аккумуляторах. Какой вариант покажет себя лучше всех, увидим в будущем.