Когда в 1962 году в американском правительстве узнали, что в Европе начинают создавать сверхзвуковой авиалайнер, они испугались, что американская авиационная промышленность останется у обочины, и начали собственную программу сверхзвукового гражданского самолета SuperSonit Transport (SST).
1, всего один Boeing 2707 в мире: что стало с «американским ответом Конкорду»

Французско-британский Concorde много десятилетий работал на пассажирских линиях. Советский Ту-144 хотя бы взлетел и успел сыграть роль в развитии экспериментальных самолетов. Американский Boeing 2707 так и не полетел, хотя был построен. Более того, этот проект чуть не уложил авиаконцерн Boeing в гроб.
Задача — затмить Европу и СССР
Конкурс выиграл Boeing, обещавший побить Concorde и Ту-144 по всем параметрам: его самолет должен был летать быстрее и вмещать больше пассажиров, до 250-300 человек. В Сиэтле хотели строить его из титана и достичь скорости 3 Маха, против менее 2 Махов у «европейцев».
При таких амбициях, конструкторы сразу уперлись в проблемы. Замысел оказался слишком смелым, и на уровне технологий 1960-х разрешить их не удалось (забавно, что послать человека на Луну оказалось более простой задачей).
Последний удар по программе SST нанесли эксперименты со сверхзвуковыми полетами. Их пришлось прервать досрочно, так как 15 000 жителей близкого к зоне полетов Оклахома-Сити пожаловались на шум, а в двух высотках города от грохота разбилось почти 150 окон. С другой стороны нажали экологи, опасавшиеся за судьбу озонового слоя. В 1971 году проект Boeing 2707 был заморожен... навсегда.
На разработку корпорация ухлопала столько собственных средств — выделенных федеральных денег не хватило, — что сам Boeing оказался на грани банкротства. Его спасли дозвуковые самолеты 747 и 707. Менеджерам хватило ума не делать полную ставку на сверхзвуковую авиацию, а разнести риски с помощью второго, более осторожного проекта.
От инженеров к священникам
После программы остался полностью собранный макет — точная копия будущего самолета, получившая многие готовые системы.
В следующем году компания продала его на аукционе. Миллионер Марк Моррисон купил его за $31 тысячу, желая сделать гвоздем экспозиции своего нового авиамузея. Самолет разобрали и железными дорогами перевезли через всю территорию США по диагонали, от Сиэтла до Флориды, в местечко недалеко от Диснейленда.
Моррисон не смог привлечь публику. Музей закрылся в 1981 году, и его землю выкупила религиозная организация Церковь Веры. Почти сразу она перепродала ее конкурентам — церкви Новой жизни Ассамблеи Бога. Проповедникам самолет был не нужен, но как его вывезти из здания, не снеся стены, они не представляли. Так и остался он странным задним фоном на церковных службах.
Рано или поздно его бы сдали на металлолом, но уникальный образец спас бывший сотрудник NASA Чарльз Белл, ставший на старости коллекционером. В отличие от священников, инженеры знали, что делали: самолет разобрали и увезли.
На девять лет он стал придорожной достопримечательностью. Туристы останавливались, чтобы сделать селфи на его фоне.
Почти погиб
Перемещения и передача из рук в руки плохо отразились на нем. Макет сильно пострадал в солнечном влажном климате Флориды, часть узлов затерялась.
История Boeing 2707 напоминает судьбу многих уникальных советских самолетов, которые сначала долго покрывались пылью на советских аэродромах и в ангарах в СССР, а затем в 1990-е продавались коммерсантам, чтобы быть превращенными в кафе, видеосалоны или быть сданными в утиль.
Пионер, создававший вертолеты
В 1998 году Белл продал макет Стэну Хиллеру — по-своему легендарному инженеру, участвовавшему в создании вертолетов. Тот сколачивал коллекцию своего нового авиамузея в Калифорнии. Самолет был в плачевном состоянии, позже рассказали музейные работники журналистам Jalopnik. Весь самолет разместить было негде, и Хиллер забрал лишь носовую часть.
Здесь остатки хотя бы подвергли реставрации. Boeing даже подарил сохранившееся убранство кабины пилота и систему опускания «клюва» в носу.
Возвращение в Сиэтл
15 лет спустя Boeing, разобравшийся со своими проблемами, решил вернуть свое детище, поставив его в собственном Музее авиации. В апреле 2013 года, спустя более 40 лет мытарств, его привезли в Сиэтл.
Посетители его пока увидеть не могут. Лайнер находится в реставрационном центре музея, однако у его работников редко доходят руки до него.
В штаб-квартире концерна все еще колеблются, нужно ли его включать в экспозицию. Компания стыдится этой страницы своей истории: отмена проекта SST привела к немедленному увольнению 7000 сотрудников, а в следующие 2 года еще 60 000 работников лишились работы. Весь штат Вашингтон содрогнулся от такого потрясения.
Лично я надеюсь, что менеджеры все же скажут «окей, мы это сделаем». Хотя бы для того, чтобы экспонат напоминал о том, какие ошибки не следует повторять.
Да и саму машину жалко — она не виновата.





