В годы первых великих строек коммунизма Советский Союз все еще не строил собственных ледоколов. Даже знаменитый «Красин» — тот самый, что участвовал в спасении челюскинцев и экспедиции Умберто Нобиле — был построен в Англии еще в дореволюционные времена.
Самый популярный ледокол в мире создали в СССР: 5 интересных фактов о нем

Наконец, в 1950-е годы стране остро понадобились новые суда. Их создание поручили ЦКБ-15.
Шведские и советские гены
Поскольку собственного опыта было мало, разработчики взяли за основу шведский ледокол «Илья Муромец»: построенный в предвоенные годы для Германии под названием Eisbär, он в 1946 году достался СССР по репарации. Незадолго до того ЦКБ-15 разработало ледокольный патрульный сторожевой корабль «Пурга» и с учетом опыта его постройки усовершенствовало шведский проект.
Гибрид скандинавского ледокола и советского ПСКР оказался удачным и превратился в целую плеяду судов разного назначения на базе единого проекта 97. Было создано более десятка модификаций, а строились эти ледоколы больше 20 лет, с 1960 по 1981 год. В шестидесятых годах Адмиралтейский завод успевал за год сделать до трех единиц.
Постройка новых судов этого проекта не закончилась, даже когда СССР получил первые атомные ледоколы.
Первый и последний неатомный
Хотя Россия славится своими атомными ледоколами, основу отечественного ледокольного флота все же составляют дизель-электрические суда. Атомный ледокол содержать дорого: при своей почти неограниченной мощи, он хорош для работы в тяжелых ледовых условиях и для проводки крупных судов. Дизель-электрические ледоколы берут на себя всю остальную работу, и, по сути, она составляет львиную долю.
СССР в послевоенные годы содержал несколько десятков таких кораблей — и лишь гострку атомных. Большинство из них наша страна заказывала к постройке в Финляндии, мировом центре ледоколостроения. Проект 97 стал единственным исключением, разработанным и от начала до конца построенным в нашей стране.
Военный, гражданский, научный
Заказчиком проекта 97 был Военно-морской флот СССР. Патрульные суда ледового плавания требовались, чтобы ограждать советские арктические воды от ледоколов США и Канады.
При этом с самого начала подразумевалось, что в проекте будут корабли разного назначения. Сторожевые ледоколы для ВМФ были вооружены и несли по две спаренные зенитные артиллерийские установки. Патрульные, построенные для пограничников, несли еще более мощное вооружение, включая 76-миллиметровую артустановку, а одно из этих судов получило вертолетную площадку.
Гражданские ледоколы тоже делились на варианты. Основная часть предназначалась для проводки судов. Среди них выделялись два гидрографических и одно научно-исследовательское судно: «Отто Шмидт» стал первым в нашей стране ледоколом, созданным специально под нужды науки.
Единственный советский ледокол, проданный за рубеж
Хотя Советский Союз активно поставлял технику дружественным (и не очень) странам, ледоколы в этот список не вошли. Исключением стал Stephan Jantzen, единственный представитель модернизированного проекта 97Е, изготовленный для ГДР. Он до сих пор на плаву и превращен в музей.
Самый массовый
Всего было сделано 32 ледокола этого проекта: не менее пяти из них продолжают служить до сих пор. Проект 97 стал самым массовым советским типом ледокольных судов — более того, в ЦКБ «Айсберг» утверждают, что это самый массовый тип ледоколов в мире.





