Так историки оценивают среднее значение за примерно пять столетий. На самом деле, температура заметно колебалась из года в год и от региона к региону. Конец 16 века стал одним из самых холодных периодов за последнее тысячелетие.
Как построить очень теплый дом: 5 уроков малого ледникового периода

В том веке река Темза замерзала от берега до берега — в наши дни она течет свободно круглый год. Исторические хроники рассказывают, как Генрих VIII катался по реке на санях, а Елизавета I развлекалась, стреляя на льду из лука.
С другой стороны, тот экстрахолодный период принес миру голод и пугающие несезонные морозы, когда снег лежал даже летом.
Иронично, что сами жители тех времен не осознавали, что живут в ледниковом периоде, потому что продолжался он гораздо дольше, чем живет человек, а климатические наблюдения в те времена не велись.
Замок, построенный Тюдорами
Холод вынудил европейцев искать способы борьбы с экстремальными погодными условиями. Одним из наиболее изученных примеров архитектурной адаптации является Хардвик-холл в Дербишире, пишет автор BBC Грейхаг Джексон.
Бросаются в глаза огромные окна этого бледно-желтого особняка, построенного в 1590-х. Кто-то во время строительства пошутил, что в нем «больше окон, чем стен» — а стекло было чрезвычайно дорогим в те времена.
Владелица дома, семидесятилетняя Элизабет, графиня Шрусбери, сначала думала расширить массивный, разветвленный «старый» Хардвик-холл, но по какой-то причине остановилась на полпути и начала строить новое здание с нуля.
Хозяйка дома следовала за солнцем
Ключевое различие между старым и новым особняками — в их ориентации относительно Солнца. Старый не был намеренно ориентирован. Новый же развернут почти точно с севера на юг, так что он может поглощать гораздо больше солнечного света и, следовательно, тепла. Вся внутренняя планировка следует этому принципу.
В течение дня графиня перемещалась из комнаты в комнату, следуя за движением солнца. Утренние часы она проводила, прогуливаясь по 63-метровой галерее, обращенной на восток, к яркому утреннему свету. Дневное и вечернее солнце освещало юго-западную часть здания, где находились спальни Элизабет. Самый темный и холодный угол дома на северо-западе отвели под кухни для удобства хранения продуктов в прохладе.
Часть окон на северной стороне сделали фальшивыми. Снаружи окно есть по эстетическим соображениям, но изнутри оно облицовано свинцом и наглухо заложено.
Практически все камины построены на центральной внутренней стене здания, поэтому через окна или внешнюю стену теряется очень мало тепла. Эта стена поразительно массивная, ее толщина около 1,37 м. Она накапливает тепло от топлива и постепенно отдает комнатам в течение 12 часов.
Эти меры сделали Хардвик исключительным зданием, по меркам той эпохи. Измерения, проведенные в наше время, показали, что внутри него примерно на 10°C теплее в холодный зимний день. Другие типичные елизаветинские дома всего на 2-3°C теплее.
У Тюдоров были и другие способы согреться, например, стены были отделаны толстыми гобеленами. Вокруг кроватей и на некоторых окнах вешали занавески.
А елизаветинская мода, с ее огромными воротниками-жабо, многослойной одеждой из толстого бархата с меховыми мантиями и накидками? Она тоже дань ледниковому периоду.
Не «умный» дом, а «умно построенный»
Сейчас строители предпочитают решать проблемы энергосбережения технологическими путями — создавая более эффективные системы отопления, изолирующие материалы, термальные покрытия на стеклах. Прежний подход, исповедовавший адаптацию здания под природные факторы, задействуется очень редко.
Взять хотя бы покрытые стеклом небоскребы, строящиеся как в холодном, так и в жарком климате: их много критикуют за неэффективное использование энергии. Зимой тепло уходит через стекло, а летом они фактически превращаются в теплицы и требуют огромного количества энергии для кондиционеров. Только в последние годы архитекторы начали добавлять умные дизайнерские решения, подобные тому, что был в Хардвик-холле.
Частные дома — другой случай. С одной стороны, строители коттеджей и небольших домов гораздо меньше «подкованы» в теории энергоэффективного строительства. С другой, частному домовладельцу проще принять решение о том, чтобы эти принципы использовать — это решение зависит только от него самого.
Климатологи говорят, что глобальное потепление принесет больше катаклизмов, от сильных морозов до экстремальной жары, засушливые и очень дождливые периоды. Время вспомнить старые подходы.




