Мечтая о небе: занимательная история о том, как компания Louis Vuitton построила... вертолет
![Мечтая о небе: занимательная история о том, как компания Louis Vuitton построила... вертолет Мечтая о небе: занимательная история о том, как компания Louis Vuitton построила... вертолет](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/641/641097d518ebeaae57f054191dd0a145_ce_781x600x0x0_cropped_510x340.webp)
Как ни странно — да, создавались. Более того, компания официально принимала участие в Парижских авиасалонах 1909 и 1910 годов. В принципе, история была проста: великий и ужасный Луи Виттон умер в 1892 году, оставив бизнес своему сыну Жоржу Виттону. А в начале XX века Пьер и Жан Виттоны, сыновья Жоржа, представили миру свое творение — вертолет.
Документы утверждают, что первый вертолет Виттоны построили еще в 1877 году — точнее, автожир. Конструкция его была достаточно примитивна: небольшой двигатель, два ротора, шасси-квадроцикл. Придумал систему Жорж Виттон, сын Луи, и передал свое увлечение детям. Вот эта полулегендарная конструкция (существовала она только на бумаге и никогда не была построена в дереве):
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/829/8292d23adc3e8efe4a924e9cb4b0ba46_cropped_510x329.webp)
Реально же Виттоны построили три машины — два вертолета (Vuitton-Hubert в 1908 и Vuitton III в 1910) и один самолет (Vuitton II в 1910). Ни одна из них ни разу не поднималась в воздух.
Первый существовавший «в железе» и имеющийся на фотоснимках (в том числе на первом в этом материале) вертолет был представлен в 1909 году. Аппарат носил название Vuitton-Hubert (Юбер был механиком, принимавшем участие в разработке машины). Журнал Flight за ноябрь писал о машине следующее: «Вертолет имеет два винта, вращающихся в противоположных направлениях. Третий винт меньшего диаметра выполняет роль пропеллера, движущего машину, когда она находится в воздухе». Вся система винтов была грамотно синхронизирована с помощью шестеренных передач.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/175/17548aa2ff83914ae2dd22ec6d2b89fc_cropped_510x331.webp)
Пилот, как хорошо видно, сидит на довольно опасном месте, спереди, ничем не защищенный. Перед креслом пилота в полетном режиме монтировалось что-то вроде треугольного паруса, служащего для улучшения аэродинамических качеств аппарата. Рама вертолета была бамбуковой и держалась практически на веревочках. В теории на машину должен был устанавливаться 120-сильный двигатель массой 169 кг, позволяющий винтам диаметром 5 метров вращаться со скоростью 500 об/мин. Для демонстрации использовали более слабый, 50-сильный двигатель Farcot. Диаметр пропеллера — 1,7 м.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/213/2136c051ba8cdec613210fef1ae4f56b_cropped_510x329.webp)
Эту машину братья-близнецы Пьер и Жан построили в 1908 году и впервые представили на Франко-Британской выставке (Franco-British Expo) в Лондоне — но оттуда снимков не сохранилось. Во многих источниках вертолет называют автожиром, но это неправильно — оба винта приводились от двигателя, а не находились в состоянии свободного вращения.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/7da/7da2d69560a76ab41f9134bf9fcf7546_cropped_510x464.webp)
А ниже снимок парижского авиасалона следующего, 1910 года. Здесь братья Виттон демонстрируют не вертолет, а полноценный самолет собственной конструкции — моноплан Vuitton II. Штука странная — кубическая рама, диковинное крыло. Конечно, чудо тоже никогда не летало.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d3f/d3fa689075740e82c8f75ced969b7541_cropped_510x329.webp)
Модель самолета:
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/798/798bc6dc771516495db54181605085cb_cropped_510x329.webp)
Фотография от 31 мая 1910 года — третья машина Виттонов, вертолет Vuitton III. От первой отличалась в первую очередь винтами — они тут трехлопастные против четырехлопастных в предыдущем поколении, причем у нижнего лопасти длиннее, чем у верхнего.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/fce/fceb7a1f8965571340a5422db6ce2e0d_cropped_510x328.webp)
Его же модель:
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/c71/c717f05756650dc845769e98f5482e1b_cropped_510x339.webp)
На этом авиационные опыты Пьера и Жана благополучно завершились; небо осталось неосвоенным. К слову, компания Louis Vuitton принимала участие и в парижских автосалонах. Предметом экспозиции были кожаные пылезащитные чехлы для автомобильных кузовов. Такая вот короткая история авиастроения от Виттона.
Постскриптум. Пьер Виттон позже принимал участие в I Мировой войне и был серьезно контужен. Несколько лет, вплоть до 1920 года он провел в госпиталях, потом перебрался в Париж, где много пил и злоупотреблял опиумом. Жил он в нищете, от семьи подачек не принимал, продавал свои картины, дружил с Кокто и Пикассо. В сумасшедшие дома он попадал еще не раз и суммарно провел в них почти половину своей жизни. Сегодня он считается одним из классиков направления ар-брют или искусства аутсайдеров. Примеры творчества Пьера Виттона:
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e3d/e3d3bf87168d036476fbad90e905972a_cropped_510x329.webp)
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/6b0/6b0c8aef0dd468f710dfa08ce59f5fb9_cropped_510x329.webp)
Напоследок — портрет семьи Виттонов. Жорж Виттон, его жена Жозефина Патрель и их дети — Гастон-Луи и близнецы Пьер и Жан.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/87f/87f74d3624034e34788a711a6213dc9a_cropped_510x761.webp)
Бонус: 5 любопытных фактов о вертолетах
- Идею вертолета предложил еще в 15 веке Леонардо да Винчи. Его рисунки и заметки описывали принципы, которые легли в основу действия вертолетных лопастей.
- В 1907 году французский инженер Поль Корню впервые поднялся в воздух на вертолете. Его аппарат, названный «Корню №1», взлетел на высоту около 1 метра и пролетел около 20 секунд.
- В 1939 году, впервые, вертолет ВС-300, разработанный Сикорским, совершил долгий и стабильный полет, продемонстрировав практическую применимость вертолетной технологии.
- Самый быстрый вертолет в мире — это вертолет Sikorsky X2, который достиг скорости 463 км/ч (288 миль/ч) в 2010 году.
- Ми-26, разработанный в СССР, считается самым большим вертолетом в мире по грузоподъемности. Он способен поднимать до 20 тонн груза.
Тим Скоренко, nostradamvs.livejournal.com