Рогоносец: почему троллейбусы не путаются «рогами»

Он перевозит тысячи пассажиров ежедневно, но ни один из них не представляет, насколько сложна организация самой троллейбусной линии, ее интеграция в городскую инфраструктуру и дорожную сеть. Все, что мы знаем и видим — это «рога» и пучки из множества проводов, без которых он практически недвижимость. И пока этот динозавр общественного транспорта окончательно не вымер, мы решили разобраться, как эта штука приходит в движение.
Рогоносец: почему троллейбусы не путаются «рогами»
Троллейбус
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Давайте сразу ликвидируем безграмотность: «рога» растут у оленей, лосей и некоторых мужей, а у троллейбуса — пара штанговых токоприемников. Одна штанга контактирует с плюсовым проводом контактной сети, другая — с отрицательным. В контактной сети 600 вольт (падение напряжения не превышает 15%) постоянного тока, так что штанги производят из изоляционного материала или металла, покрытого изолятором, обладающим повышенной механической прочностью. На конце каждой штанги есть подвижная токосъемная головка (в простонародье «башмак») с контактной вставкой. В обычных условиях используются вставки из графита с добавлением смол, пропитанные парафином, называемые в обиходе «угли». Они почти не оказывают изнашивающего воздействия на контактный провод, да и недороги в производстве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Линии электропередач
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Штанги имеют две степени свободы (вертикальную и горизонтальную) и позволяют троллейбусу отклоняться от оси контактной линии не менее чем на четыре метра для обгона или объезда. В местах расхождения направлений маршрутов в контактной сети предусмотрены специальные троллейбусные стрелки. Скорость их проезда — не выше 10 км/ч, а в некоторых случаях и вовсе до 5 км/ч, при этом есть определенные алгоритмы прохождения такого спецучастка в зависимости от того, куда нужно повернуть троллейбусу. Для поворота на левую линию троллейбус проходит развилку под нагрузкой, благодаря которой создается электрическая цепь, и перья стрелки переводятся на левое направление контактной линии. Проезд по правой линии наоборот проходит с минимальным током.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, дабы контактные провода не замыкались, участок правого направления в районе стрелки длиной порядка двух метров всегда обесточен. Если по каким-либо причинам троллейбусу пришлось остановиться именно на этом участке, то выход один — толкать. Все из тех же соображений электробезопасности все направления в районе специальных пересечений линий на перекрестках обесточены. На таких участках могут пересекаться до трех-четырех линий, скорость их прохождения до 15 км/ч.

Троллейбус
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Троллейбусы физически не могут обгонять друг друга, если только это не предусмотрено контактной линией. Что касается скорости, то тут все упирается не столько в возможности троллейбуса как автотранспорта, сколько в контактную линию. Теоретически, при идеальных условиях максимальная конструкционная скорость троллейбуса составляет 60-75 км/ч. Но с ростом скорости растет и вероятность схода контактной вставки штанги с провода. Вдобавок, даже условно прямой участок линии (без стрелок и пересечений) разделен на независимые сегменты (до 500 метров).

При всех своих достоинствах (больший по сравнению с автобусом срок службы, экологичность) троллейбус обречен, и в скором времени он уступит место более совершенным транспортным средствам. Он потребляет больше электроэнергии, чем трамвай, более чувствителен к падению напряжения (например, из-за обледенения) у большинства из них нет автономного хода, что даже при возможности отклониться от оси контактной линии может стать проблемой в некоторых дорожных ситуациях. Наконец, построить троллейбусную линию и регулярно ее обслуживать гораздо дороже, чем автобусную.

Карбофос Кразов
Карбофос Кразов 03 Января 2021, 14:20
Этот вид транспорта не устаревший, просто в России всегда всё через ж...у. Существуют стрелки, которые проходятся со скоростью 50 км/ч. Естественно, за границей. Также есть и троллейбусы с автономным ходом до 30 км. Главная проблема - стоимость электроэнергии. Для предприятий она намного больше, чем для обычных граждан и в итоге эксплуатация троллейбуса обойдётся дороже, чем дизельного автобуса, а с газовым можно и не сравнивать... Но это уже вопросы к энергетикам, к поставщикам ЭЭ. Что же касается трамвая, то он и подавно не устарел, а напротив - перспективен. Главное достоинство - он не стоит в пробках, как автотранспорт. Разумеется, если рельсы проложены не по автодороге. В нашем городе, например, трамваи в основном ходят вне автодорог, за исключением небольших участков.
Андрей Леонов
Андрей Леонов 27 Октября 2020, 15:37
Автор, называя троллейбус динозавром и высказывающий надежду на их отмирание, сам слегка отстал от жизни. Поизучайте опыт эксплуатации троллейбуса в городах Европы, современной устройство конактной сети и спецчастей (стрелки, пересечения и тд) и вы удивитесь, что троллейбус по тем спецчастям не ездит 5-10 км/ч, а способен удерживать скорость дорожного потока. Эксплуатация троллейбуса по сравнению с автобусом ДЕШЕВЛЕ. Да, для троллейбуса необходима инфраструктура, но если говорить про эксплуатацию, то он дешевле автобуса. Провозная способность его ниже, чем трамвайная. Но эксплуатация троллейбуса определяется местностью и существующей инфраструктурой. То, что в РФ отсталый троллейбусный транспорт и контактные сети еще по первоначальным СНиПам 50-60-х годов строятся, сугубо наша национальная проблема.
Федор Бахов
Федор Бахов 26 Октября 2020, 08:46
Ну что сказать, спасибо , что собянина не поцеловали ниже пояса за ликвидацию троллейбуса в Москве. Да, "обречен", ага. Только вот почему-то самые нормальные и регулярно ходящие магистральные маршруты в Москве были именно троллейбусные. Почему так, странно. Может "TechInsider" объяснит? И да, трамвай ещё менее манёвренный, но более ёмкий. Его же не убирают, хотя он не менее "устарел"...
Владимир Радионов
Владимир Радионов 30 Марта 2021, 01:14
А у нас, в Алматы, именно трамвай признали "устаревшим" и ликвидировали, а ТБ оставили
Дмитрий Яковлев
Дмитрий Яковлев 23 Октября 2020, 18:05
Когда ночью ехал на ТБ с комсомольского вокзала (около часа ночи), он втопил без остановок (никого не было на остановках, 80-е годы). Я ради интереса заглянул в кабину (через стекло). На спидометре было 90. И это было не один раз )
SergA
SergA 26 Февраля 2020, 21:08
"Он перевозит тысячи пассажиров ежедневно, но ни один из них не представляет, насколько сложна организация самой троллейбусной линии, ее интеграция в городскую инфраструктуру и дорожную сеть." Тысячи пассажиров, и все до единого - тупицы?
Константин Костюк
Константин Костюк 26 Февраля 2020, 14:20
И это пишет TechInsider? У Вас мало знаний по устройству сети и троллейбуса. Не пробовали изучать? Или Вас "попросили" так написать? Стыдно должно быть.