Недавнее прошлое: куда исчезли двухэтажные троллейбусы Москвы

В первой половине 20 века по Москве колесил необычный транспорт — двухэтажные троллейбусы-электробусы. Было ли это удобно горожанам и почему они пропали?
Недавнее прошлое: куда исчезли двухэтажные троллейбусы Москвы
Грузовик Пресс

Советский Союз в те времена тоже активно развивал троллейбусы, имевшие много преимуществ перед автобусами — комфорт, отсутствие дыма, экономичность. Одним из главных энтузиастов троллейбусной сети был Никита Хрущев, на тот момент глава московской парторганизации. Он-то и предложил перенять английский опыт с двухэтажными машинами. Любовь к новаторству уже тогда проявилась у будущего главы СССР.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более эффективный

В 1937 году по Москве некоторое время ездил английский двухэтажный троллейбус — советские транспортники изучали, какие у него есть особенности с точки зрения эксплуатации. Затем машину отдали на Ярославский автомобильный завод, и в следующем году наши конструкторы представили свой двухэтажник ЯТБ-3.

По сравнению с одноэтажными троллейбусами он имел ряд преимуществ. Посадочных мест у ЯТБ-3 было в 2 раза больше, чему одноэтажников тех времен, а весил он всего в 1.5 раза больше, поэтому троллейбус был более экономичным.

При этом он был проще в изготовлении, более надежный и маневренный, чем длинные троллейбусы-гармошки. Последние в СССР появились только в пятидесятых годах, когда от идеи двухэтажников Москва все-таки отказалась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Переднюю пассажирскую дверь добавили по замечаниям московских транспортников .
Дром
Интересная деталь: у ЯТБ-3 была собственная батарея, которой хватало на 3 километра пробега. Так что он может считаться предшественником нынешних московских электробусов. При отключении электричества троллейбус мог сам вернуться в парк, что очень пригодилось в годы Великой Отечественной войны, когда электричество в Москве подавали с перебоями.

Почему от них все-таки отказались?

Как ни странно, единственной и однозначной причины, почему эти автобусы исчезли с улиц столицы, не существует.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для начала, у них были определенные проблемы с комфортом. ЯТБ-3 имел более низкие потолки, чем одноэтажные троллейбусы: 180 см на первом этаже и 177 см на втором. Хотя салон обогревали 20 электропечей под сиденьями, их не хватало и отмечаются проблемы с подогревом.

Неизвестно точно, были ли проблемы с устойчивостью. По одной из версий, случаи опрокидывания случались, но не с советским ЯТБ-3, а закупленными позже в Германии двухэтажниками.

Что касается самих ЯТБ-3, они разрабатывались в большой спешке во времена репрессий. Из-за этого в конструкции хватало сырых мест. Например, из-за ненадежных тормозов они подъезжали к остановкам ооочень плавно, поэтому общая скорость движения троллейбусов в Москве снизилась. Электромоторы из-за повышенной нагрузки часто выходили из строя, а запчастей не хватало.

Так или иначе, в начале 1950-х Москва сделала ставку на сочлененные троллейбусы. В 1953 году последний ЯТБ-3 был списан. Ни один экземпляр до наших дней не сохранили.

Хотите знать больше?

Подробную историю московских двухэтажных троллейбусов мы нашли здесь.