РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Каспийский монстр»: как выглядел советский экраноплан с турбореактивными двигателями

На самом-то деле аббревиатура КМ обозначала «корабль-макет». Но удивительной разработке КБ Алексеева значительно больше подходила «народная» расшифровка.
«Каспийский монстр»: как выглядел советский экраноплан с турбореактивными двигателями

Экраноплан КМ был в какой-то мере гонкой за рекордом, а не по-настоящему функциональной разработкой. Впоследствии на его базе был разработан тоже весьма эффектный, но более или менее реалистичный экраноплан «Лунь» (который после списания долго ржавел в Каспийские, а ныне и вовсе неизвестно где).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

КМ должен был стать самым большим экранопланом в мире. Его в КБ Алексеева разрабатывали в 1965-1966 годах в условиях строжайшей секретности. На воду его спустили в ночь на 26 июня 1966 года и в течение месяца, притопив, в полуразобранном состоянии и в основном по ночам буксировали по Волге — из Горького в Каспийск.

Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Испытания гигантской, 92-метровой машины велись вплоть до 1980 года. В одном из полётов его полная масса составила 544 тонны — рекорд, который побила через много лет «Мрия». 8 турбореактивных двигателей в ряд (и ещё 2 сверху) производили неизгладимое впечатление — в том числе и на западных наблюдателей, которые, конечно, о существовании машины узнали и как раз расшифровали КМ как «Каспийский монстр». Интересно, что первые публикации о советских экранопланах как таковых (не говоря о КМ) в советской прессе появились лишь в 1972 году.

Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

КМ успешно летал на высоте 3-4 метров над водным экраном, развивал скорость до 450 км/ч. Хотя он выглядел как самолёт, его донная часть напоминала скорее корабельную.

К сожалению, история «Каспийского монстра» закончилась печально. В 1980 году умер Ростислав Алексеев, главный конструктор и идеолог машины. Вскоре после этого при очередных испытаниях пилот совершил ошибку, завалился на крыло и разбил экраноплан о воду. По неподтверждённым слухам, его просто оставили на плаву, и он через некоторое время затонул — и покоится ныне на дне Каспия.

Но красивая была машина, правда?

Основные характеристики экраноплана КМ:

Длина: 92 м Размах крыла: 37,6 м

Максимальная взлётная масса: 544 т

Двигатели: 10 турбореактивных ВД-7

Крейсерская скорость: 500 км/ч

Максимальная скорость: 500 км/ч

Практическая дальность: 1500 км

Высота полета на экране: 4-14 м

Фото
Алексей Гуськов
Алексей Гуськов 20 Января, 10:05
"экраноплан «Лунь» (который после списания долго ржавел в Каспийские, а ныне и вовсе неизвестно где)." вполне известно - Дагестан, южнее Дербента.
Загрузка статьи...