«Каспийский монстр»: как выглядел советский экраноплан с турбореактивными двигателями
![«Каспийский монстр»: как выглядел советский экраноплан с турбореактивными двигателями «Каспийский монстр»: как выглядел советский экраноплан с турбореактивными двигателями](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/5f6/5f67de47691e971fa73f604740ad37ad_ce_800x471x0x0_cropped_510x340.webp)
Экраноплан КМ был в какой-то мере гонкой за рекордом, а не по-настоящему функциональной разработкой. Впоследствии на его базе был разработан тоже весьма эффектный, но более или менее реалистичный экраноплан «Лунь» (который после списания долго ржавел в Каспийские, а ныне и вовсе неизвестно где).
КМ должен был стать самым большим экранопланом в мире. Его в КБ Алексеева разрабатывали в 1965-1966 годах в условиях строжайшей секретности. На воду его спустили в ночь на 26 июня 1966 года и в течение месяца, притопив, в полуразобранном состоянии и в основном по ночам буксировали по Волге — из Горького в Каспийск.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/284/2847ddd09553bdca7d80163e34216e18_cropped_510x320.webp)
Испытания гигантской, 92-метровой машины велись вплоть до 1980 года. В одном из полётов его полная масса составила 544 тонны — рекорд, который побила через много лет «Мрия». 8 турбореактивных двигателей в ряд (и ещё 2 сверху) производили неизгладимое впечатление — в том числе и на западных наблюдателей, которые, конечно, о существовании машины узнали и как раз расшифровали КМ как «Каспийский монстр». Интересно, что первые публикации о советских экранопланах как таковых (не говоря о КМ) в советской прессе появились лишь в 1972 году.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ff4/ff4b163ae40647752fec60041e90e991_cropped_510x288.webp)
КМ успешно летал на высоте 3-4 метров над водным экраном, развивал скорость до 450 км/ч. Хотя он выглядел как самолёт, его донная часть напоминала скорее корабельную.
К сожалению, история «Каспийского монстра» закончилась печально. В 1980 году умер Ростислав Алексеев, главный конструктор и идеолог машины. Вскоре после этого при очередных испытаниях пилот совершил ошибку, завалился на крыло и разбил экраноплан о воду. По неподтверждённым слухам, его просто оставили на плаву, и он через некоторое время затонул — и покоится ныне на дне Каспия.
Но красивая была машина, правда?
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f80/f8009d603610dce4d40d24997088a3e6_cropped_510x299.webp)