Турбулентность: что происходит, когда самолет попадает в воздушную яму

Когда в самолете разносят кофе и чай, командир судна обязательно просит пристегнуть ремни, потому что самолет попал в зону турбулентности. Вывод: подача кофе в самолете вызывает турбулентность. Или нет? Может, причина все-таки в другом?
Турбулентность
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1. Самолет опирается на воздух, как корабль на воду. Как и в море, в небе есть невидимые течения: горизонтальные (ветер) и вертикальные — восходящие и нисходящие потоки. Их невозможно увидеть, но пилоты умеют предсказывать попадание в них по окружающей обстановке.

Турбулентность

2. Когда ветер дует в сторону пологого склона горы, образуется динамический восходящий поток. На входе в него пассажиры почувствуют легкий толчок снизу, самолет незаметно наберет высоту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Турбулентность
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. Выйдя из динамического потока, самолет «провалится» — это и есть «воздушная яма». На границе воздушных потоков образуются завихрения воздуха — турбулентность. Здесь будет небольшая тряска.

Турбулентность
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. Огибая гребень горы, движущийся воздух закручивается. На склоне горы будет наблюдаться ложный ветер, дующий «в обратную сторону». Он очень опасен для легких самолетов и парапланов.

Турбулентность

5. Там, где ветер встречается с наземными объектами (зданиями и даже деревьями), всегда турбулентно. Для больших самолетов это незаметно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Турбулентность
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

6. Солнечные лучи проходят сквозь прозрачный воздух, практически не нагревая его, зато земля и асфальт в ясный день раскаляются, как сковородка. Воздух постепенно нагревается от земной тверди, поэтому на высоте становится все холоднее и холоднее.

Турбулентность
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

7. Горячий воздух от земли поднимается вверх «пузырями». Поэтому в жаркий день при посадке всегда трясет.

Турбулентность

8. "Пузыри» имеют свойство стекаться к какому-нибудь выдающемуся объекту, будь то стог сена или диспетчерская вышка. На этом месте образуется мощный термический восходящий поток, скорость которого может достигать десятков километров в час. Над такими потоками формируются облака, так что под каждым облаком может тряхнуть — с поправкой на ветер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Турбулентность

9. Термические потоки обрамляются нисходящими потоками охлажденного воздуха, часто довольно быстрыми. Между восходящим и нисходящим потоком — сильная турбулентность.

Турбулентность
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

10. Внутри грозовых облаков скорость потоков может превышать 200 км/ч. Сильнейшая турбулентность способна разрушить маленький самолет, а большому обеспечить срыв потока — и практически неминуемое падение. В грозу лучше не летать.

Турбулентность
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

11. Большие пассажирские самолеты очень прочны. Они легко выдерживают перегрузки, при которых непристегнутый пассажир пробьет головой потолок. Так что если капитан включил табло «Пристегните ремни», его лучше слушаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Турбулентность