Турбулентность: что происходит, когда самолет попадает в воздушную яму

Когда в самолете разносят кофе и чай, командир обязательно просит пристегнуть ремни, потому что воздушное судно попало в зону турбулентности. Вывод: подача кофе в самолете вызывает турбулентность. Или нет? Может, причина все-таки в другом?
Турбулентность: что происходит, когда самолет попадает в воздушную яму
JetPhotos

Турбулентность — довольно привычная ситуация для тех, кто летает часто. Деятелям авиации она знакома уже очень много лет, а потому — они прекрасно научились с ней совладать. Однако многие люди продолжают ужасно бояться этого явления и паниковать при каждом попадании в воздушную яму. На самом деле, черт вовсе не так страшен, как его малюют, главное — разобраться в вопросе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое турбулентность простыми словами

Если коротко, турбулентность — это довольно хаотичное движение воздуха, из-за которого происходит тряска самолета. Как правило, турбулентность происходит из-за изменения скорости или направления ветра. Несмотря на то, что турбулентность зачастую происходит во время штормовой погоды, довольно часто пилоты сталкиваются с ней и в ясные дни.

Распознать турбулентность с современным оборудованием несложно — пилоты используют для этого специальные метеорологические радары. При штормовой погоде устройства обычно четко показывают опасные промежутки, а пилоты, в свою очередь, облетают их. А вот во время полета по ясному небу приборы не всегда справляются с задачей, а потому пассажиры могут чувствовать неприятную тряску.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как правило, многие люди боятся летать именно из-за турбулентности, однако важно не забывать, что такая тряска — обычное явление
Как правило, многие люди боятся летать именно из-за турбулентности, однако важно не забывать, что такая тряска — обычное явление.
Unsplash

Почему возникает турбулентность в самолете

Объясняется процесс довольно просто и логично. Поверьте: как только вы поймете, как устроена турбулентность, у вас не останется причин опасаться этого явления при полете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Наглядная схема объясняющая, как и почему происходит турбулентность
Наглядная схема объясняющая, как и почему происходит турбулентность
TechInsider
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1. Самолет опирается на воздух, как корабль на воду. Как и в море, в небе есть невидимые течения: горизонтальные (ветер) и вертикальные — восходящие и нисходящие потоки. Их невозможно увидеть, но пилоты умеют предсказывать попадание в них по окружающей обстановке.

Восходящие и нисходящие потоки, из-за которых возникает турбулентность
Восходящие и нисходящие потоки, из-за которых возникает турбулентность
TechInsider

2. Когда ветер дует в сторону пологого склона горы, образуется динамический восходящий поток. На входе в него пассажиры почувствуют легкий толчок снизу, самолет незаметно наберет высоту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Динамический восходящий поток, при котором начинается турбулентность — самолет резко набирает высоту
Динамический восходящий поток, при котором начинается турбулентность — самолет резко набирает высоту
TechInsider
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. Выйдя из динамического потока, самолет «провалится» — это и есть «воздушная яма». На границе воздушных потоков образуются завихрения воздуха — турбулентность. Здесь будет небольшая тряска.

Воздушная яма, во время которой пассажиры могут ощущать тряску, присущую турбулентности
Воздушная яма, во время которой пассажиры могут ощущать тряску, присущую турбулентности
TechInsider
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. Огибая гребень горы, движущийся воздух закручивается. На склоне горы будет наблюдаться ложный ветер, дующий «в обратную сторону». Он очень опасен для легких самолетов и парапланов.

Турбулентность может возникать в горной местности
Турбулентность может возникать в горной местности
TechInsider

5. Там, где ветер встречается с наземными объектами (зданиями и даже деревьями), всегда турбулентно. Для больших самолетов это незаметно.

Турбулентность рядом с наземными объектами — обычное явление
Турбулентность рядом с наземными объектами — обычное явление
TechInsider
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

6. Солнечные лучи проходят сквозь прозрачный воздух, практически не нагревая его, зато земля и асфальт в ясный день раскаляются, как сковородка. Воздух постепенно нагревается от земной тверди, поэтому на высоте становится все холоднее и холоднее.

Еще одна причина турбулентности — жаркая погода
Еще одна причина турбулентности — жаркая погода
TechInsider
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

7. Горячий воздух от земли поднимается вверх «пузырями». Поэтому в жаркий день при посадке всегда трясет.

Во время повышенной температуры за бортом турбулентность может возникать при посадке воздушного судна
Во время повышенной температуры за бортом турбулентность может возникать при посадке воздушного судна
TechInsider

8. "Пузыри» имеют свойство стекаться к какому-нибудь выдающемуся объекту, будь то стог сена или диспетчерская вышка. На этом месте образуется мощный термический восходящий поток, скорость которого может достигать десятков километров в час. Над такими потоками формируются облака, так что под каждым облаком может тряхнуть — с поправкой на ветер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Термический восходящий поток воздуха, из-за которого может возникнуть турбулентность
Термический восходящий поток воздуха, из-за которого может возникнуть турбулентность
TechInsider

9. Термические потоки обрамляются нисходящими потоками охлажденного воздуха, часто довольно быстрыми. Между восходящим и нисходящим потоком — сильная турбулентность.

Термические и нисходящие потоки охлажденного воздуха, между которыми часто возникает сильная турбулентность
Термические и нисходящие потоки охлажденного воздуха, между которыми часто возникает сильная турбулентность
TechInsider
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

10. Внутри грозовых облаков скорость потоков может превышать 200 км/ч. Сильнейшая турбулентность способна разрушить маленький самолет, а большому обеспечить срыв потока — и практически неминуемое падение. В грозу лучше не летать.

Грозовые облака — главная опасность при турбулентности в штормовую погоду
Грозовые облака — главная опасность при турбулентности в штормовую погоду
TechInsider
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

11. Большие пассажирские самолеты очень прочны. Они легко выдерживают перегрузки, при которых непристегнутый пассажир пробьет головой потолок. Так что если капитан включил табло «Пристегните ремни», его лучше слушаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Современное оборудование позволяет пилотам распознавать опасные участки с высокой турбулентностью и облетать их
Современное оборудование позволяет пилотам распознавать опасные участки с высокой турбулентностью и облетать их
TechInsider

Опасна ли турбулентность

Последнее время в новостях стало появляться все больше заголовков о сильной турбулентности, в которую попал тот или иной самолет. Это происходит из-за активного изменения климата, частых пожаров и других экологических и природных катастроф. Из-за резкого градиента температур происходят те самые хаотичные движения воздуха — знакомая всем путешественникам и сотрудникам авиакомпаний турбулентность. Так, например, только за последние 40 лет случаи турбулентности во время ясной погоды стали происходить на 55% чаще.

Нажми и смотри

Периодически СМИ даже сообщают о несчастных случаях, произошедших из-за тряски на борту, вот только связано это обычно не с самим явлением, а с игнорированием правил, которые озвучивают бортпроводники. Дело в том, что во время сильной турбулентности находиться за пределами своего кресла и не пристегивать туго ремень — значит, обрекать себя на возможные негативные последствия. В моменты тряски вся ответственность за свое здоровье лежит на самих пассажирах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот упасть во время турбулентности самолету практически невозможно. Произойди это может только в крайне редких случаях сильной грозы или ливня. Однако уже давно метеорологи прогнозируют такие погодные условия заранее, а также — современные судна способны выдержать очень сильную турбулентность, а потому — сегодня самолеты из-за тряски не падают.

Наибольшую опасность турбулентность представляет для бортпроводников, так как зачастую они вынуждены продолжать работу
Наибольшую опасность турбулентность представляет для бортпроводников, так как зачастую они вынуждены продолжать работу
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что делать, если самолет попал в турбулентность

Как мы уже сказали выше, главная ошибка при турбулентности — игнорирование простых, но очень важных правил, которые озвучивают бортпроводники. Турбулентность — понятие довольно широкое, а потому она тоже может быть разной. Если говорить просто, то тряска может быть сильной и слабой, и действия при них разные.

О любой турбулентности бортпроводники предупреждают пассажиров заранее. Как правило, их просьбы довольно простые:

  • воздержаться от посещения туалетных комнат;
  • не вставать со своих посадочных мест;
  • крепко пристегнуть ремень, выпрямить спинку кресла, закрыть столики и открыть шторку иллюминатора (прямо как при взлете и при посадке).

Обычно при слабой турбулентности бортпроводники просят пассажиров соблюдать все перечисленные выше правила, а сами — продолжают работу. Иногда, если турбулентность незначительная, сотрудники могут даже предлагать напитки и еду.

При средней турбулентности бортпроводники прекращают обслуживание пассажиров и сами пристегивают ремни безопасности. При сильной, конечно, происходит все то же самое, причем, если при средней бортпроводник может по необходимости покинуть свое место, то при сильной вставать нельзя даже им. Однако сильная турбулентность происходит довольно редко, примерно один случай на 50 тысяч рейсов. Вставать со своих мест разрешается только после того, как капитан сообщает об окончании опасной зоны.

Что касается посадочных мест, наиболее безопасными при турбулентности считаются места у окна и посередине. А вот кресло у прохода более опасно, как минимум, потому что при открытии багажных полок вещи в первую очередь полетят на сидящих там пассажиров.