Airbus A340-8000: как сложилась судьба единственного в мире «самолета-дальнобойщика»

Первый дальнемагистральный рекордсмен-здоровяк Airbus A340-8000 построен на базе A340-200. С внушительной дальностью полета он должен был стать флагманом Королевского флота Брунея, но что-то пошло не так. Вдобавок, большой размах крыла, малая пассажировместимость и топливная неэффективность сделали даже базовый A340-200 непопулярным среди крупнейших авиакомпаний мира. А ведь как все здорово начиналось...
Airbus A340-8000: как сложилась судьба единственного в мире «самолета-дальнобойщика»
Wikipedia

В июне 1995 года во время очередной Международной авиакосмической выставки в Париже консорциум Airbus сообщил о планах разработки новой модификации самолета А340-200, способной совершать беспосадочные полеты на маршрутах протяженностью свыше 14 000 км. В ходе разработки А340 консорциум сначала подумывал над выпуском варианта с дальностью полета 12 400 км, который по размерам был идентичен А330-300. Но глянув на перспективы развития мирового рынка, в Airbus почуяли повышенный спрос на широкофюзеляжные борта с дальностью до 14 000 км.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Airbus A340-8000

Задумка авиаинженеров из Тулузы понравилась не только крупным авиакомпаниям. Первым, кто заказал дальнобойный A340 стал султан Брунея принц Джефри, причем, он задумал взять самолет не для себя, а своему брату. Монарх поставил жесткое условие: самолет должен иметь дальность полета не менее восьми тысяч морских миль. Его так впечатлил недавний рекордный полет модифицированного А340-200 World Ranger (Париж-Окленд-Париж), что он захотел себе в королевский авиафлот такой же. Кстати, за тугой кошелек монарха c Airbus бился так же Boeing со своим 777, но для дальняка султан предпочел именно французскую машину, хотя в его парке уже были «Боинги».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разумеется, VIP-борт должен был иметь соответствующее наполнение. Нет никаких официальных данных и тем более эскизов внутренней отделки салона единственного в своем роде Airbus A340-8000. По слухам, самолет в лучших монарших традициях планировалось напичкать золотом, драгоценными и полудрагоценными камнями, в планировке предусматривались как минимум две шикарные ванные, зона для СПА и прочие атрибуты, соответствующие VIP-статусу борта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Airbus A340-8000
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ноябре 1998 года самолет с бортовым номером MSN 204 под присмотром Lufthansa Technik был доставлен на аэродром Шенефельд в Берлине. Это был красавец с четырьмя двигателями CFM56-5C4/Р (каждый с тягой 151000 ньютон), вмещающий 239 пассажиров, с максимальной взлетной массой 275 тонн и вспомогательными топливными баками в хвосте. Дополнительная топливная емкость увеличила дальнобойность самолета до 14 800 км (более 8 000 морских миль). Это позволило бы султану и его семье беспрерывно лететь из Брунея в США или Европу. Единственное, на самолет не успели поставить внутреннюю отделку.

В это же время разыгрывается финансовый кризис, который здорово бьет по кошельку принца Джефри, и султан начинает ужимать расходы. В результате, даже через три года после постройки VIP-интерьер так и не был установлен на самолет. Султан не выкупил свой Airbus A340-8000, и борт, перебравшись под крыло Lufthansa Technik в Гамбурге, оставался на приколе до 2007 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Airbus A340-8000

Вторую жизнь самолету все-таки подарили: 1 марта 2007 года борт был доставлен новому владельцу — Saudi Royal Fleet. Именно в рядах Королевского флота Саудовской Аравии A340-8000 остается и по сей день, наряду с несколькими Boeing 747, Boeing 757 и Airbus A318. Неясно, сколько еще самолет будет оставаться в частной службе королевской семьи. Как минимум, самолет здорово проигрывает аналогам в топливной экономичности: из-за колоссального роста цен на топливо за 2004-2005 годы продажи А340 сильно сократились, что впоследствии вылилось в прекращение производства всей линейки A340. Базовый для королевского борта Airbus A340-200 разошелся мизерным тиражом — всего 28 машин.