Страхи и надежды: что думают в России про беспилотный транспорт
Действительно, в последние годы мы видим, что Uber, Lyft, и недавно Daimler и Bosch, прекратили делать беспилотные автомобили, сославшись на то, что это оказалось сложнее, чем они думали. Если не зима, то похолодание в отрасли беспилотных автомобилей явно намечается. В России схожие мысли также высказываются: Салимжан Гафуров, бывший ранее главой подразделения беспилотников Иннополиса, а теперь ушедший делать беспилотники в Ozon, говорит, что сделать прототип беспилотника, который доберется из пункта А в пункт Б – это одно, а сделать полноценный беспилотный т.н. пятого уровня – это уже задача посложнее, и требует много времени.
Но заметно ли это похолодание среди потенциальных пользователей беспилотников? Ведь из социологии обещаний мы знаем, что на первых порах, когда разработчикам еще нечего показать, то, что держит их на плаву – это интерес инвесторов, институтов развития, а также общественное внимание. Именно эта неосязаемая поддержка может служить как мотивацией для самих разработчиков («Давайте сделаем классный беспилотник, от нас все его ждут!»), так и мотивацией для инвесторов и чиновников продолжать вкладывать в это деньги и усилия («Людям нравится эта идея, давайте поддержим!»).
Про общемировой контекст потенциальных пользователей беспилотников уже были написаны статьи. Сейчас хотелось бы рассказать о том, что думают о беспилотных автомобилях российские потенциальные пользователи. Такого обзора в медиасреде еще не было, но это кажется очень важным, поскольку дает понять, какое количество людей поддерживают внедрение беспилотников, а сколько – хотели (или не хотели) бы ими пользоваться.
Такой разный мир опросов
За 2015 по 2020 гг. мне удалось найти 20 российских опросов потенциальных пользователей беспилотного транспорта. Их таблица представлена ниже. Разумеется, в этот список попали те, кто заявлял и публично показывал результаты своих исследований. Наверняка, многие компании делали опросы или исследования рынка втихомолку, используя данные для своих целей.
Таблицу с опросами можно посмотреть здесь.
Мы видим, что опросы проводили и академические структуры (НИУ ВШЭ, МВШСЭН, МФТИ), и институты развития (Российская венчурная компания, Национальная технологическая инициатива), и консалтинговые компании (IPSOS, Arthur D. Little, Nielsen), и аналитические отделы коммерческих компаний (например, Syperjob), а также один разработчик (Cognitive Technologies).
На этом многообразие опросов не заканчивается. Если посмотреть на то, какие выборки были у опросов, то они тоже будут сильно отличаться. В опросах есть несколько репрезентативных выборок (НИУ ВШЭ, РВК); есть довольно большие (9000 жителей миллионников у Superjob, 1436 респондентов у Nielsen); но есть и довольно маленькие (100 человек у KPMG, а также несколько сотен у исследователей из MIT). Методы проведения тоже отличались: были телефонные опросы, и онлайн-опросы.
Разнообразными являются и вопросы, которые задавались людям. Так, в опросах спрашивали и о готовности перейти на беспилотный транспорт (НТИ), и об осведомленности о беспилотниках (Moody and Bailey) и о желании обладать своим автономным транспортом (IPSOS), и в целом о настроении в отношении этого транспорта (KPMG).
В общем, несмотря на то, что опросов много, сравнивать их между собой, чтобы выделить какой-то понятный тренд, очень сложно из-за разности методов, выборок и вопросов. Кроме того, вопросы также задавались и про разный транспорт: и про беспилотные автомобили, и про беспилотные автобусы, и про машины на самоуправлении, и про технологии автономного вождения.
Доверие и использование
Но! Все же выделить какие-то общие тенденции возможно. Это можно сделать по двум вопросам. Первый – вопрос про доверие к беспилотным автомобилям. Второй – вопрос про готовность использовать беспилотные автомобили.
Доверяют ли люди в России беспилотным автомобилям, и как это доверие менялось? Ниже на диаграмме мы можем увидеть ответ на этот вопрос.
Как мы видим, сегодня беспилотникам как в виде автомобилей, так и в виде автобусов, доверяет где-то треть всех опрошенных. При этом с 2017 до 2018 года эта цифра в целом росла, но в последние годы начала немного падать (на 2 процента у авто, и на 1 – у автобусов). Много ли это или мало? Интуитивно кажется, что не много: при появлении беспилотника, только каждый третий чувствовал бы себя в нем спокойно, а две трети, видимо, не полезли бы беспилотник даже под страхом смерти. С другой стороны, если смотреть на эти цифры под углом типологии приверженцев инноваций (adopters), предложенной известным исследователем инноваций Эвереттом Роджерсом, то получится не так уж и плохо: Роджерс как раз говорит, что при продвижении инновации около 12,5% являются ранними адоптерами и 34% — «ранним большинством», т.е. теми, кто сам не стремится продвигать инновацию, но относится к ней хорошо. В этом плане доверие к такой радикальной инновации как беспилотники на уровне 33% довольно неплохо.
Если сравнить показатели опросов России и Европы, то в последней в целом доверия к беспилотникам меньше (в 2019 году 44% чувствовали бы себя некомфортно). Но по миру в целом Россия укладывается в общий тренд: 34%, согласно онлайн-опросу в 51 стране, считают беспилотники безопасными.
Что касается готовности пользоваться беспилотниками, то показатели опросов следующие.
Как мы видим, как и в случае доверия, готовность пользоваться беспилотными автомобилями растет. В 2015-ом только 23% опрошенных хотели пользоваться беспилотными такси, в 2019 году таких уже было 39%. В последние пару лет, правда, мы видим также небольшой спад, на 3%. Сегодня, согласно опросу, 36% готовы были бы ездить на беспилотниках. Показатель «готовности» с точки зрения маркетинга кажется более значимым, чем доверие, поскольку это указывает на показатель того, сколько людей готовы пользоваться подобными услугами. При этом люди могут не доверять, но все же пользоваться.
В итоге
Мы, конечно, до конца не знаем, что представляют себе люди, отвечающие на вопросы о доверии и готовности. Но мы видим, что в целом около трети всех опрошенных и доверяют, и готовы пользоваться. Для технологии, которой еще нет, и которая испытывает «похолодание», это видится довольно оптимистичными цифрами. По сравнению с Европой, россияне выдают больший аванс автономному транспорту, хотя за последние пару лет он стал немного меньше.
Рост числа интервью и материалов про беспилотники, а также появление и продвижение специального медиа про них – сайта «Bespilot», видится на этом фоне важными подвижками, которые позволят большему количеству людей узнавать про беспилотные автомобили и не разочаровываться. В то же время нужно находить общий язык с публикой, который бы она понимала: не опускаться в чрезмерные технические глубины автономного транспорта, но и не слишком взлетать к бессмысленным мифологическим обещаниям о том, как беспилотники изменят все на свете. Возможно, похолодание как раз лучшее время стать реалистами в отношении беспилотников.
Автор: Николай Руденко
Материал подготовлен совместно с Центром Исследований науки и технологий