Как настроить велосипедный переключатель скоростей в любых условиях

Эта статья предназначена не для спортсменов или сервисных специалистов, а для любителей. Этот метод не требует ни специальной стойки, позволяющей вывесить заднее колесо, ни какого-либо инструмента, кроме небольшой отвёртки или другого предмета, который может её заменить.
Как настроить велосипедный переключатель скоростей в любых условиях
Wayne Bishop / Unsplash

Последовательность шагов довольно длинная, но не спешите паниковать, ибо вся процедура из рода «дольше объяснять, чем сделать»

Может быть, у вас не получится идеальная настройка с первой попытки. Но уже со второй-третьей попытки вы проделаете её легко и непринуждённо и ощутите гораздо меньшую зависимость от спецов в велосервисе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы ориентировались на самую популярную систему, разработанную Shimano. Регулировка систем других производителей может отличаться, хотя общие принципы остаются схожими.

Винт регулировки тросика — чёрный винт сложной формы в том месте, где тросик в чёрной рубашке присоединяется к системе.
Переключатель
C. Corleis / Wikipedia

Как настроить переключатель на велосипеде

Шаг 1. Находим регулирующие винты (верньеры)

Нам понадобится три винта.

  • Винт регулировки тросика. На рисунке выше это чёрный винт сложной формы в месте, где тросик в чёрной оплётке присоединяется к системе.
  • Ограничители верхних и нижних передач. На рисунке ниже это два блестящих винта в нижней левой части механизма. На корпусе рядом с ними нанесены буквы H (high – высокая) и L (low – низкая).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ограничители верхних и нижних передач — два блестящих винта в нижней левой части механизма.
Винты-ограничители диапазона
TiazPiaz / Wikipedia

Шаг 2. Настраиваем середину шкалы

  • Поставьте передний и задний переключатели в середину диапазона. Например, если у вас впереди 3 звёздочки, а сзади 7, поставьте 2 и 4-ю передачи соответственно.
  • Приподнимите велосипед за седло и прокрутите педаль несколько раз. Это удобнее делать с помощником, но под силу и одному человеку.
  • Если цепь работает тихо, длина тросика отрегулирована нормально. Если же она щёлкает, словно вот-вот переключится на другую звёздочку, надо отрегулировать длину тросика.
  • Сделайте это, вращая винт регулировки тросика. При этом удобно присесть на корточки сзади от велосипеда, чтобы видеть, в какую сторону смещается лапка и ролик, направляющий цепь.
  • Проверьте ещё раз, прокрутив педаль.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, вы обнаружите, что настройка сбилась сильно и диапазона регулировки винта недостаточно, чтобы исправить проблему. В таком случае потребуется заново натягивать тросик. Для этого нужны дополнительные инструменты и мы не рассматриваем такой вариант.

Шаг 3. Настраиваем верхнюю и нижнюю передачи

Переводим переключатель в положение низшей передачи. Передний переключатель переставляем на крайнюю передачу с той же стороны. То есть, выставляем передачи 1/1.

  • Регулируем винтом L.
  • Проверяем, прокрутив педаль.
  • Переводим переключатель в положение верхней передачи.
  • Выполняем настройку винтом H таким же образом.

Шаг 4. Тонкая донастройка

После этого следует прокатиться, опробовав велосипед на всех передачах. Возможно, потребуется подрегулировать тот или иной винт.

Как быть с передней системой?

Настройка происходит примерно таким же образом. На переднем переключателе есть аналогичные регулирующие винты. Только винт регулировки длины тросика будет находиться не внизу, а на руле - там, где тросик заходит в левый переключатель скоростей.