Первый автомобиль производства СССР: 10 особенностей НАМИ-1, которые вас сильно удивят

Конструкция НАМИ-1, созданного 95 лет назад, вызывает смесь изумления и смеха. А для тех времен это была очень неплохая и по-своему элегантная конструкция. Которая, между прочим, положила начало советской теории автомобиля.
Первый автомобиль производства СССР: 10 особенностей НАМИ-1, которые вас сильно удивят
НАМИ

НАМИ-1 – первый легковой автомобиль, разработанный в СССР, продукт только что созданного Национального автомобильного института (НАМИ). Он выпускался небольшой серией в 1927-1931 годах, став первым опытом отечественных автомобильных конструкторов. Один из них, Андрей Липгарт, стал позже главным конструктором ГАЗ и создал такие знаменитые машины, как ГАЗ-20 «Победа» и «козлик» ГАЗ-69.

Все агрегаты монтировались на раму — просто трубу, идущую вдоль машины от двигателя до задней оси.
Устройство НАМИ-1
НАМИ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большинство современных автомобилистов вряд ли слыхали о хребтовой раме. У современных легковых машин рамы нет, а шасси и двигатель крепятся к кузову – несущая конструкция. У грузовиков и автобусов есть рама, но она привычного нам лестничного типа – два продольных лонжерона, соединённых поперечинами.

А у НАМИ-1 была хребтовая рама – труба, идущая в диаметральной плоскости через весь автомобиль. Наши конструкторы не «оригинальничали», а взяли перспективное на тот момент решение - хребтовые рамы использовались, например, в чешских «Татрах».

«Упрощать, упрощать и еще раз упрощать»

Первый экземпляр, собранный к 1 мая 1927 года, не имел даже кузова. Почему бы нет?
НАМИ-1. 1 мая 1927 г.
НАМИ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие узлы, которые у современных автомобилей считаются обязательными, в НАМИ-1 отсутствуют или упрощены до неприличности. Например, такие моторы, как у него – V-образный двухцилиндровик воздушного охлаждения, – в наше время такие можно встретить только на мотоциклах и легких самолетах. Причем крепился он на раму жестко. Сейчас все двигатели имеют водяное охлаждение и ставятся на резиновые подушки, чтобы уменьшить вибрацию и шум.

V-образный двухцилиндровик воздушного охлаждения — сейчас такие встретишь только на мотоциклах.
Двигатель НАМИ-1
НАМИ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А как можно обойтись без дифференциала? Тем не менее, у НАМИ-1 его не было. Дифференциал нужен, чтобы уменьшать износ шин и улучшить поворачиваемость автомобиля. Логика конструкторов НАМИ была примерно такой: машина достаточно легкая - всего 700 кг, — поэтому износ шин будет незначительным, несмотря на это упрощение. К тому же, дороги того времени были не того качества, чтобы дифференциал оказался сильно полезен.

Зато отсутствие дифференциала сделало НАМИ-1 самым проходимым легковым автомобилем в СССР.

А такие упрощения, как подача топлива самотеком, просто опасны.

В целом, мы нашли десять необычных, с позиций XXI века. решений в этом автомобиле:

  • Несимметричный кузов: двери слева для переднего ряда и справа для заднего.
  • Хребтовая рама – широкая труба, идущая вдоль всего автомобиля в диаметральной плоскости.
  • V-образный двухцилиндровый двигатель,
  • Воздушное охлаждение,
  • Жесткое крепление двигателя к раме.
  • Подача бензина самотёком из бака, висящего на переборке за моторным отсеком.
  • Смазка двигателя «саморазбрызгиванием» без масляного насоса.
  • Отсутствие дифференциала.
  • Приводной вал внутри трубы рамы.
  • Тормоза на валу двигателя.