Вот когда беспилотник не может обойтись без посторонней помощи: вы точно об этом не знали
![Вот когда беспилотник не может обойтись без посторонней помощи: вы точно об этом не знали Вот когда беспилотник не может обойтись без посторонней помощи: вы точно об этом не знали](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/4fc/4fca4f5bf54e0bc8533ca4d7bbb82ce2_ce_1800x1200x0x0_cropped_510x340.webp)
Идея полной самостоятельности очень соблазнительна. Пассажир указывает пункт назначения, а дальше полагается на робота – дескать, сам разберётся.
Такой концепт описывал, например, Илон Маск, когда анонсировал автопилот Tesla. Похожую идею преследовал и «Яндекс», как минимум на ранних стадиях работы над его автономным такси. Об этом же думал и Google, первый и на сегодняшний день сильнейший эксперт по робокарам.
Однако после многих лет испытаний в самых разных условиях, долгого машинного обучения, миллионов километров по дорогам и специальным трекам беспилотники по-прежнему то и дело попадают в затруднения. Бывают казусы, когда беспилотник словно бы сходит с ума – совершает нелепые движения или стоит на месте. В конце концов, приезжают инженеры из службы поддержки и приводят машину в чувство.
Логическое противоречие
Академические исследователи обнаружили, что существуют ситуации, в которых беспилотник чисто логически не может обойтись без помощи. Ни установка более мощного компьютера, ни машинное обучение эту проблему не решают. Вот четыре примера.
![Схема дорожной ситуации 1 Беспилотник (самый правый автомобиль) едет за другим авто, а между ними неожиданно вклинивается машина, въехавшая с боковой дороги. Беспилотник будет вынужден резко затормозить, причинив дискомфорт пассажирам, потому что для робота главное – поддерживать безопасную дистанцию.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/23e/23e59f9442a2e9bd597f5c1121598354_cropped_478x189.webp)
![Беспилотник (красный) въезжает со второстепенной дороги на главную, а по ней идёт плотный поток машин. Робомобиль так и не тронется с места, поскольку в этой ситуации безопасно встроиться в поток невозможно. Беспилотник (красный) въезжает со второстепенной дороги на главную, а по ней идёт плотный поток машин. Робомобиль так и не тронется с места, поскольку в этой ситуации безопасно встроиться в поток невозможно.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/dcc/dccc49a413f1af5a8967e470492c498a_cropped_376x194.webp)
![Ситуация на дороге 3 На повороте водитель синей машины выехал передними колёсами на главную дорогу, чтобы деревья не мешали обзору. Белая машина притормаживает и виляет влево. Не видя синюю машину, красный беспилотник пытается обогнать белую, когда она внезапно для него замедляется. Это создаёт аварийную ситуацию.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/b25/b2556484493dd334e63893df9c7f24af_cropped_476x222.webp)
![Ситуация на дороге 4 Перед автономным автомобилем медленно едет грузовик. Обогнать его беспилотник не сможет, потому что не видит, едут ли автомобили навстречу.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/b71/b71d54090ff68797d6b1cd3f1075e2c8_cropped_374x216.webp)
В чём корень проблемы?
Мешает ограниченная видимость. Во всех описанных ситуациях что-то мешает автопилоту увидеть помеху. А дальше вмешивается алгоритм безопасного вождения – и пошло-поехало.
Как водители-люди решают эту проблему?
Выручает свойственные homo sapiens авантюрность. Любой психически здоровый водитель время от времени выходит за рамки правил. Более того, водители постоянно учатся этому друг у друга. Если что-то загораживает обзор, мы слегка выезжаем за стоп-линию, заезжаем левыми колёсами за край своей полосы движения, совершаем другие подобные шалости. Можем рискнуть и втиснуться в соседний поток, даже если промежуток между едущими по ней машинами маловат.
Как решить эту проблему для роботов?
Конечно, никто не будет учить роботов рисковать, но это и не нужно.
- Можно переделать развязку так, чтобы конфликт правил не возникал.
- Автомобили надо связать в единую сеть с помощью технологий подключения. В местах с плохим обзором ставят камеры, а изображение с них передают беспилотникам. Едущие впереди автомобили передают изображение с их видеокамер едущим сзади и предупреждают о своих манёврах. Называется эта технология V2X (vehicle-to-everything).
А что ещё вы хотели бы узнать больше о V2X и беспилотниках? Напишите ваш вопрос.