Вот когда беспилотник не может обойтись без посторонней помощи: вы точно об этом не знали

Академические исследователи считают, что полностью автономные автомобили создать невозможно. Есть ряд вполне реальных дорожных ситуаций, в которых робомобилю не обойтись без ассистента.
Вот когда беспилотник не может обойтись без посторонней помощи: вы точно об этом не знали
Steve Jurvetson / Wikipedia

Идея полной самостоятельности очень соблазнительна. Пассажир указывает пункт назначения, а дальше полагается на робота – дескать, сам разберётся.

Такой концепт описывал, например, Илон Маск, когда анонсировал автопилот Tesla. Похожую идею преследовал и «Яндекс», как минимум на ранних стадиях работы над его автономным такси. Об этом же думал и Google, первый и на сегодняшний день сильнейший эксперт по робокарам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако после многих лет испытаний в самых разных условиях, долгого машинного обучения, миллионов километров по дорогам и специальным трекам беспилотники по-прежнему то и дело попадают в затруднения. Бывают казусы, когда беспилотник словно бы сходит с ума – совершает нелепые движения или стоит на месте. В конце концов, приезжают инженеры из службы поддержки и приводят машину в чувство.

Логическое противоречие

Академические исследователи обнаружили, что существуют ситуации, в которых беспилотник чисто логически не может обойтись без помощи. Ни установка более мощного компьютера, ни машинное обучение эту проблему не решают. Вот четыре примера.

Беспилотник (самый правый автомобиль) едет за другим авто, а между ними неожиданно вклинивается машина, въехавшая с боковой дороги. Беспилотник будет вынужден резко затормозить, причинив дискомфорт пассажирам, потому что для робота главное – поддерживать безопасную дистанцию.
Схема дорожной ситуации 1
Московский автодорожный институт МАДИ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Беспилотник (красный) въезжает со второстепенной дороги на главную, а по ней идёт плотный поток машин. Робомобиль так и не тронется с места, поскольку в этой ситуации безопасно встроиться в поток невозможно.
Московский автодорожный институт МАДИ
На повороте водитель синей машины выехал передними колёсами на главную дорогу, чтобы деревья не мешали обзору. Белая машина притормаживает и виляет влево. Не видя синюю машину, красный беспилотник пытается обогнать белую, когда она внезапно для него замедляется. Это создаёт аварийную ситуацию.
Ситуация на дороге 3
Московский автодорожный институт МАДИ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Перед автономным автомобилем медленно едет грузовик. Обогнать его беспилотник не сможет, потому что не видит, едут ли автомобили навстречу.
Ситуация на дороге 4
Московский автодорожный институт МАДИ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чём корень проблемы?

Мешает ограниченная видимость. Во всех описанных ситуациях что-то мешает автопилоту увидеть помеху. А дальше вмешивается алгоритм безопасного вождения – и пошло-поехало.

Как водители-люди решают эту проблему?

Выручает свойственные homo sapiens авантюрность. Любой психически здоровый водитель время от времени выходит за рамки правил. Более того, водители постоянно учатся этому друг у друга. Если что-то загораживает обзор, мы слегка выезжаем за стоп-линию, заезжаем левыми колёсами за край своей полосы движения, совершаем другие подобные шалости. Можем рискнуть и втиснуться в соседний поток, даже если промежуток между едущими по ней машинами маловат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как решить эту проблему для роботов?

Конечно, никто не будет учить роботов рисковать, но это и не нужно.

  • Можно переделать развязку так, чтобы конфликт правил не возникал.
  • Автомобили надо связать в единую сеть с помощью технологий подключения. В местах с плохим обзором ставят камеры, а изображение с них передают беспилотникам. Едущие впереди автомобили передают изображение с их видеокамер едущим сзади и предупреждают о своих манёврах. Называется эта технология V2X (vehicle-to-everything).

А что ещё вы хотели бы узнать больше о V2X и беспилотниках? Напишите ваш вопрос.