Легендарный «Руссо-Балт»: российский автомобиль, чью печальную судьбу предопределила сама история

Этот прибалтийский автомобиль мог бы стать русским «Мерседесом», если бы не Первая мировая война и революция.
Легендарный «Руссо-Балт»: российский автомобиль, чью печальную судьбу предопределила сама история
Коммерсант / Википедия

Русско-Балтийский вагонный завод выпускал не только вагоны, но также самолеты, включая знаменитый русский бомбардировщик «Илья Муромец», и автомобили.

Ничтоже сумняшеся, их назвали «Руссо-Балтами». Все модели для завода разрабатывал конструктор Жюльен Поттер. До РБВЗ он работал в бельгийской автомобильной фирме Fondu, поэтому их конструкция стала основой для русских моделей. Они были не калькой с западных аналогов, а их развитием, и включали ряд интересных новшеств.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кузова для машин делали «экипажные отделы» в Риге и Петербурге. Редко упоминается, но РБВЗ для этих целей купил фирму, сделавшую первые русские автомобили «Фрезе и Ко».
Вокруг света / Википедия

Все колеса и валы крутились на шариковых подшипниках. Для тех времен это было хоть и не уникальным, но передовым решением. В те времена зачастую крутящиеся детали были просто насажены на ось.

У большинства автомобилей того времени топливо поступало в цилиндры самотёком. Однако у «Руссо-Балта» была система подачи топлива, работавшая на энергии отработавших газов.
Александр Маркин / Википедия
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детали были взаимозаменяемыми – показатель высокого качества производства. Так что «после сборки обработать напильником» - это не про «Руссо-Балты».

Автомобили были качественнее и дороже авто других массовых марок, таких как Renault и Opel. Они, скорее, занимали нишу нынешних Mercedes-Benz и BMW.
Вокруг света / Википедия

Благодаря этому «Руссо-Балты» поставили несколько рекордов. Например, «Руссо-Балт» стал первым автомобилем, поднявшимся на Везувий. Однако продавались автомобили вяло – возможно, именно из-за высокой цены. Один «Руссо-Балт» купил знаменитый изобретатель и промышленник Альфред Нобель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Руссо-Балты» стали основой для разной спецтехники, от снегоходов до броневиков. Две трети выпускавшихся шасси забирала армия.
Википедия

А еще раз можем?

«Руссо-Балт» - это грустная баллада об упущенных возможностях русского автопрома. Об этих легендарных машинах TechInsider писал неоднократно. Например, мы рассказывали: