Красный, синий, зелёный: как правильно выбирать антифриз?

На полках магазинов вы найдёте антифризы трёх цветов. А кроме того, водители знают, что есть два вида охлаждающих жидкостей с разными обозначениям, G11 и G12. Как все эти типы соотносятся друг с другом и как выбрать антифриз под свой автомобиль?
Красный, синий, зелёный: как правильно выбирать антифриз?
Gasper 12345 / Wikipedia

Антифриз – это техническая жидкость, которая заливается в систему охлаждения автомобиля. Антифризы пришли на смену устаревшему тосолу.

В мире существует несколько систем классификации антифризов. В России на них действует стандарт ГОСТ 28084-89, довольно устаревший и отставший от прогресса в автомобилестроении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На практике, самой удобной оказалась система, разработанная концерном VAG, владельцем марок Volkswagen, Audi, Porsche и Skoda. Де-факто она превратилась в отраслевой стандарт, которым пользуются все.

Согласно системе VAG, существуют антифризы G11, G12 и G13. Последний менее распространён, а в большинство автомобилей в наши дни заливается G11 или G12.

Для удобства выбора и чтобы уменьшить вероятность перепутать, их разделяют по цвету: G11 делают зелёным или синим, а G12 – красным. Согласитесь, куда проще запомнить нужный вам цвет, чем буквенно-цифровой код. Правда, надо учитывать, что разделение по цвету – это неофициальное правило. Поэтому этикетку читать всё-таки стоит, чтобы быть полностью уверенными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главное, что надо знать: в радиатор нужно заливать только тот тип, который рекомендуется автопроизводителем для вашей конкретной модели. Смешивать антифризы разных типов тоже нежелательно.

Цветовая схема для антифризов разработана концерном VAG, но ей пользуется вся сервисная отрасль.
Цветовая схема для антифризов разработана концерном VAG, но ей пользуется вся сервисная отрасль.

G11 и G12 предназначены для разных поколений ДВС

Несколько лет назад автопроизводители довольно дружно поменяли конструкцию систем охлаждения автомобилей, отказавшись от применения меди и латуни в пользу стали и алюминия. Эти материалы имеют разные химические свойства. Соответственно, потребовалось поменять состав антифризов. В основе и тех, и других лежит смесь этиленгликоля и воды, но состав присадок отличается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

G11

Зелёный антифриз G11 предназначен для старых движков с медными и латунными частями в системе охлаждения. Эти материалы довольно активно реагируют с гликолевой основой. Добавляемые к жидкости присадки – это набор ингибиторов коррозии, образующих защитный слой на поверхности деталей.

Стоит помнить, что зелёный антифриз нужно менять довольно часто, раз в 1-2 года, поскольку его присадки живут недолго.

G12

Сталь и алюминий, из которых выполнены современные системы охлаждения, с гликолевой основой не взаимодействуют, но их коррозию вызывает вода, которая тоже входит в состав охлаждающей жидкости. Поэтому в них добавляют набор карбоксилатных присадок, препятствующих образованию оксидной плёнки на металле.