Из той эпохи и пришла странная цифра. У известного производителя игрушечных железных дорог Märklin был собственный стандарт, согласно которому у маленьких копий вагонов и локомотивов ширина колеи составляла 1/75 дюйма. Это примерно в 32 раза меньше, чем ширина европейской железнодорожной колеи 1435 мм.
Неправильная цифра: почему у сувенирок масштаб 1:43?

Однако позже компания поняла, что покупателям нужны более миниатюрные и дешёвые игрушки. Так в 1900 году появился модельный стандарт 1/25 дюйма, а это примерно в 43,5 раза меньше размера колеи настоящих поездов.
Идея Ситроена
Märklin начала выпускать модели автомобилей как дополнение к поездам, чтобы оживить и придать натуральности игрушечным железным дорогам и диорамам городов. Позже моду на сувенирные машинки подогрел Андрэ Ситроен, решивший в 1920-х годах выпускать модели собственных автомобилей. Основатель Citroën рассчитывал воспитать таким образом будущее поколение покупателей.
Говорят, что оригинальные модельные машинки Citroën не были выполнены точно в масштабе 1:43, хотя и были близки к нему. А первой компанией, которая намеренно следовала новому стандарту, стала Dinky Toys в 1951 году.

Какое событие считать рождением масштаба 1:43 — появление маленьких поездов Märklin, рекламный трюк Citroën или новшество Dinky Toys, решать вам.