Реактивный автомобиль родом из СССР: он остался в тени спутников и ракет

Советские инженеры первыми догадались использовать реактивную тягу, чтобы побить мировой рекорд скорости на земле. И почти сделали это в середине пятидесятых. Но что-то пошло не так.
Рома Назаров
Рома Назаров
Реактивный автомобиль родом из СССР: он остался в тени спутников и ракет
Музей истории ГАЗ / 5Колесо

В 1947 году британец Джон Кобб поставил мировой рекорд скорости на земле — он достиг 634 км/ч. Долгих 16 лет его никто не мог побить.

Это значило одно: возможности поршневых двигателей исчерпаны и нужно искать другие решения. Очевидным выходом могла стать реактивная тяга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мало кто знает, что в СССР были серьёзные планы на этот счёт. В середине 1950-х группа конструкторов Горьковского автозавода создала уникальную машину с турбореактивным двигателем ВК-1А, ставившемся на советские военные самолёты тех времён, включая истребитель МиГ-17.

Проект получил название ГАЗ-ТР (турбореактивный), а автомобиль — ГАЗ-СГЗ «Стрела»
Проект получил название ГАЗ-ТР (турбореактивный), а автомобиль — ГАЗ-СГЗ «Стрела»
Novation NN

Ставилась цель: развить 500 км/ч, а в перспективе и 800 км/ч, чтобы поставить мировой рекорд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идея носила практический характер: в то время предполагалось, что легковые и грузовые автомобили, созданные по образу рекордного болида, смогут выполнять междугородные перевозки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Разработкой машины руководил авиаконструктор Алексей Андреевич Смолин, перешедший на ГАЗ с Горьковского авиазавода.
Разработкой машины руководил авиаконструктор Алексей Андреевич Смолин, перешедший на ГАЗ с Горьковского авиазавода.
budushchee via Livejournal

Автомобиль, обогнавший время

Конструкторы встретили немало трудностей. Например, в СССР не существовало шин, способных выдержать вращение на такой скорости. Для ГАЗ-ТР они специально разрабатывались отраслевым НИИ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Испытывали автомобиль на ВПП Горьковского авиазавода, ныне авиазавода «Сокол». Здесь главный конструктор машины работал до того, как перешёл на ГАЗ.

Автомобиль показал себя неплохо и в пробных заездах разгонялся до 300 км/ч.
Автомобиль показал себя неплохо и в пробных заездах разгонялся до 300 км/ч.
Car Revs Daily

Однако в одном из заездов на его пути оказался посторонний предмет, вызвавший потерю устойчивости. К чести инженеров, безопасность они продумали отменно: водитель-испытатель отделался небольшой травмой ноги. Но автомобиль был практически уничтожен.

К 1957 году интерес к рекордам скорости на земле у руководства ГАЗ ослаб. А в 1958 году серийные ГАЗ-13, ГАЗ-21 и ГАЗ-52 получили Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе, удовлетворив международные амбиции.

В 1964 году всемирная гоночная ассоциация FIA, наконец, зарегистрировала первый рекорд скорости, поставленный реактивным автомобилем.