Kaiser Coach: трудно поверить, но это настоящий автобус

Приглядимся повнимательнее: не может быть, это автобус-гармошка! Но дизайн очень необычен: это с равной вероятностью может быть шоу-кар, реальный автобус или... фантастическая машина для какого-нибудь винтажного голливудского фильма.
Kaiser Coach: трудно поверить, но это настоящий автобус
(c) Jorge A at Pinterest
Он более чем реален. Kaiser Coach появился в 1946 году как ответ на рост междугородних пассажирских перевозок в США во второй половине 1940-х годов.

В первые послевоенные годы перевозчику Santa Fe Railways пришлось быстро искать способ удовлетворить толпы новых пассажиров. В частности, на маршруте Лос-Анджелес – Сан-Франциско ей требовался автобус вместимостью более 60 человек, в то время как все существующие машины имели не более 37 мест. Разработку отдали фирме Kaiser-Frazer.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ее глава, талантливый инженер Генри Кайзер решил, что он впервые попробует сделать автобус такого типа сочлененным. «Гармошки» еще до войны стали популярны в городском транспорте, но на междугородных маршрутах не использовались – почему, объясню позже.

Слишком технологичный

Премьера 63-местной машины состоялась в августе 1946 года в Окленде и Сан-Франциско.
Премьера 63-местной машины состоялась в августе 1946 года в Окленде и Сан-Франциско.
Curbside Classic
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересный факт: на эксплуатацию автобуса-гармошки Santa Fe Railways пришлось получить отдельное разрешение от штата Калифорния, поскольку он не вписывался в ограничения по длине.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дизайн лобового стекла с дополнительной рамкой необычен, не находите? Kaiser Coach имел рекордно большое панорамное остекление кабины – несмотря на то, что в те годы автопром еще не умел делать большие сплошные стекла.

За рулём, кстати, сам Генри Кайзер.
За рулём, кстати, сам Генри Кайзер.
Life via Curbside Classic

Kaiser Coach начал ходить на линии Лос-Анджелес – Сан-Франциско с лета следующего, 1947 года. Необычная для россиян деталь: в салоне находился стюард, как в самолете. Он собирал билеты (привет кондукторам в российском транспорте), делал объявления и выдавал закуски.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автобус не был коммерчески успешен

Отчасти дело в том, что автобус не мог работать на линиях между штатами из-за того, что в каждом штате пришлось бы получать отдельное разрешение. Прослужили они, по автобусным меркам, недолго, а сразу после списания их с удовольствием разобрали, учитывая ценность магниевых сплавов.

Однако Kaiser Coach вошёл в историю как смелый эксперимент во многих отношениях и первый в истории междугородный автобус-гармошка.
Однако Kaiser Coach вошёл в историю как смелый эксперимент во многих отношениях и первый в истории междугородный автобус-гармошка.
Life via Curbside Classic

Здесь есть видео уникальной машины.