Старая добрая традиция: зачем водители автобусов в СССР оплетали рули
![Старая добрая традиция: зачем водители автобусов в СССР оплетали рули Старая добрая традиция: зачем водители автобусов в СССР оплетали рули](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f7e/f7eb1061584a882a73152aecf378a50d_ce_798x532x0x0_cropped_510x340.webp)
Помните, был такой автобус ЛиАЗ-677?
![ЛиАЗ-677 ЛиАЗ-677](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/7f3/7f3e12ae3b1850a8b6e5e79a43c7018b_cropped_510x388.webp)
![Пассажиры, кто часто на них ездил, замечали: практически в каждой машине руль был оплетён белым пластиковым кордом. Пассажиры, кто часто на них ездил, замечали: практически в каждой машине руль был оплетён белым пластиковым кордом.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/fba/fba5d8cd991a36da0f9ebd6f7a3acf17_cropped_510x368.webp)
Украшение резко контрастировало с обликом всей машины и явно было самодельным. Но спросить мало кому приходило в голову. Да и как решиться, если в каждом салоне висела грозная табличка «Водителя отвлекать во время движения запрещено»?
Разгадка станет очевидной, если взглянуть на руль без оплётки.
![Сразу бросается в глаза, насколько он тонок и даже на вид за него очень неудобно держаться, а уж ворочать, маневрируя на многотонном автобусе... Сразу бросается в глаза, насколько он тонок и даже на вид за него очень неудобно держаться, а уж ворочать, маневрируя на многотонном автобусе...](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ea9/ea9355699275050d36385e765002bc6c_cropped_510x365.webp)
Так что оплетка — это украшение по необходимости.
Материалом чаще всего служил белый корд
Водители брали его... в собственном автобусе! Вся машина снаружи и изнутри была отделана алюминиевыми молдингами с вставкой из белого пластика. Ее-то и выдирали водители.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/7fa/7fae829dcaf662e04dd7ec5e547b7fd6_cropped_510x284.webp)
![Позаимствовав с автобусов ПАЗ чёрную вставку, можно было сделать двухцветную оплётку. А если добавить цветную изоляционную рубажку электропровода, то и трёхцветную. Позаимствовав с автобусов ПАЗ чёрную вставку, можно было сделать двухцветную оплётку. А если добавить цветную изоляционную рубажку электропровода, то и трёхцветную.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ae4/ae497b32443c62dd52463eaa2a2027f2_cropped_510x322.webp)
Подобное «хобби» было у водителей многих грузовых и легковых авто советского производства. Но в Советском Союзе были и автомобили из других стран.
![Например, у нас работали венгерские «Икарусы». Например, у нас работали венгерские «Икарусы».](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/b75/b7557983e66ffc3e43af508bdc38ca76_cropped_510x340.webp)
![Их рулевое колесо было покрыто толстым губчатым покрытием, делавшее рулевое колесо не в пример удобнее. И надо сказать, на «Икарусах» водители не столь увлекались народными ремёслами. Их рулевое колесо было покрыто толстым губчатым покрытием, делавшее рулевое колесо не в пример удобнее. И надо сказать, на «Икарусах» водители не столь увлекались народными ремёслами.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/73c/73c117d6b1a739c75d8eceaa53e6102c_cropped_510x383.webp)
Одно в этой истории остается нераскрытым: кто тот гений, что первым нашел способ оплетать руль красиво и удобно?