Езда на машине по льду: все, что нужно знать

С их помощью происходит, например, сезонная доставка грузов на месторождения полезных ископаемых в Заполярье, куда добраться автотранспортом можно только по зимнику — зимней дороге. И не только в России, но и в Скандинавии, Канаде и на Аляске.
Автомобильные трассы по водоемам во многих северных странах начинают прокладывать при толщине льда больше 20 см. Однако толщина должна быть еще больше, чтобы можно было пустить более тяжелый транспорт. Общие рекомендации таковы:
- Снегоходы и квадроциклы: 12-18 см.
- Легковые автомобили, небольшие пикапы и внедорожники: 20-30 см.
- Большие внедорожники и легкие грузовики: 30-40 см.
- Большегрузы – от 1 метра.
С какой скоростью можно ездить по льду?
Толщина льда – не единственное ограничение для езды по ледовым трассам. Есть также ограничение на скорость: не рекомендуется ездить быстрее 30 км/ч, а там, где лед находится на пределе толщины, даже 15 км/ч. Когда машина движется, лед под ней прогибается и под ним бежит волна. Ей нельзя давать «разгуляться», иначе на гребне лед может сломаться. А когда такая волна доходит до берега, она отрывает ледовый панцирь.
Как создаются ледовые трассы?
Для начала следует дождаться, когда лед встанет и достигнет нужной толщины. В среднем, в сильный мороз за сутки его толщина увеличивается на 2-3 см. Выждав нужное количество дней, можно начать ее промерять.
Когда глубина льда достигает 40 см, на лед выезжают легкие снегоочистители, чтобы счистить снег, чтобы лед быстрее рос. Дорогу дополнительно заливают водой там, где толщину льда надо увеличить.
При глубине льда 70-80 см грузовики с половинным грузом могут отправляться в путь.
Как измерить толщину льда
Для этого делают отверстие во льду, затем в него вставляют рулетку или шест с зацепом на конце и зацепляют за нижний край ледового слоя. Инструмент для этого применяют довольно разнообразный: длинные долота, аккумуляторные или ручные буры, бензопилы.
Замеры делают не в одном месте, а через каждые 50 метров, поскольку толщина льда не бывает одинаковой во всех местах. Самый тонкий лед, как правило, у берегов.

Какие рекомендации дают водителям, работающим на ледовых дорогах?
Перед выездом на водоем грузовики формируют в колонны по 3-4 единицы, чтобы в случае проблем водители могли оказать друг другу помощь. Следуют машины с большой дистанцией друг от друга, около полукилометра.
Выезд на лед и назад на берег – самый ответственный момент. У береговой линии лед наиболее хрупок. Нередко, если машина ехала слишком быстро, вместе с ней подо льдом к берегу подкатывает волна, которая его проламывает и одна из осей машины проваливается в воду. В таком случае водителю полагается покинуть машину и ждать, пока лед снова уплотнится, чтобы ее вытащить.
Останавливаться на льду не рекомендуется. Если машина долго давит на лед в одних и тех же местах, а от двигателя идет тепло, он может потерять прочность.
Прямо перед провалом под воду водитель может услышать предупреждающий звук, похожий на звук бьющегося стекла. В следующий момент лед расступится и людям в салоне останется прыгать от нее как можно дальше.
Какой лед наиболее и наименее безопасен?
Недавно образовавшийся черный лед считается самым надежным. А вот серый и непрозрачный слой несет угрозу, под ним может быть близко вода. И тут стоит вспомнить главное правило езды по льду: не уверен, не делай.