ГАЗ против НАМИ: как советские КБ устроили гонку за автомобиль на подводных крыльях
![ГАЗ против НАМИ: как советские КБ устроили гонку за автомобиль на подводных крыльях ГАЗ против НАМИ: как советские КБ устроили гонку за автомобиль на подводных крыльях](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/2ee/2eefa3fb8f2a1146c33698d77a16dd25_ce_690x460x0x0_cropped_510x340.webp)
Год спустя Национальный автомобильный институт создал опытный образец амфибии НАМИ-055, отличавшейся интересной конструкцией. Колёса на воде втягивались в колёсные арки, уменьшая сопротивление. Понтонный кузов отличался хорошей обтекаемостью. 4-местная машина на воде развивала 12,3 км/ч.
![НАМИ-055 НАМИ-055](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/eba/ebac0ed0e251a096c393b414e9b34879_cropped_510x316.webp)
Хотя для плавающих автомобилей это уже неплохой результат, конструкторы рассчитывали на большее. 41-сильный мотор «Москвич» заменили на мощную 90-сильную «Татру», но скорость выросла всего на 2,2 км/ч. Стало ясно, что нужно другое решение.
Тогда и возникла идея применить опыт создания «Ракеты». С крыльями можно было бы радикально решить проблему, подняв кузов и колёса над водой.
В 1959 году НАМИ начал работы над таким автомобилем. Крыльевую систему автоконструкторам помогали разрабатывать специалисты из ЦКБ по СПК — того самого, что разработало «Ракету».
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/437/437771ad6eb66924bf65fabb6a8eb2ed_cropped_510x342.webp)
Результатом их работы стал прототип НАМИ-055В. Кроме переднего и заднего малопогружённых подводных крыльев, у него было крыло-стабилизатор в носу. Перед выходом на берег крылья вручную откидывали.
На испытаниях машина легко встала на крыло и развила скорость 58 км/ч.
ГАЗ-46Г
Год спустя Горьковский автозавод по инициативе ведущего конструктора В. М. Емельянова задался целью сделать подобную машину на базе серийной амфибии ГАЗ-46Г. Принципиально горьковский автомобиль был похож на НАМИ-шный, лишь крыльевая система немного отличалась: вместо единого стабилизатора впереди стояли два боковых.
![Крыльевая система амфибии ГАЗ-46Г. Крыльевая система амфибии ГАЗ-46Г.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/34f/34fb9386e9e3ce1dd62393984a5e1cdf_cropped_510x282.webp)
ГАЗ-46Г оказался менее удачным и на испытаниях развил всего 30 км/ч, несмотря на более мощный двигатель от лимузина «Чайка».
![Амфибия ГАЗ-46Г. Амфибия ГАЗ-46Г.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/a31/a3189a8bcc30de7d04e998c1acf4a34e_cropped_510x282.webp)
Оба проекта так и остались прототипами. Военному заказчику не понравилось, что крыльевая система долго складывалась и раскладывалась и в целом получилась громоздкой. У НАМИ-055В к тому же не хватало проходимости, чтобы выезжать на неподготовленный берег. Больше к этой идее советские конструкторы не возвращались.