Российской «Тесле» исполнилось 30 лет: как была устроена и работала электрическая Ока
![Российской «Тесле» исполнилось 30 лет: как была устроена и работала электрическая Ока Российской «Тесле» исполнилось 30 лет: как была устроена и работала электрическая Ока](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d41/d4137ab47845496364f9ce95201dba0c_ce_797x531x0x0_cropped_510x340.webp)
Так кто ты, «электроОка» — чудо, опередившее своё время?
Два года спустя усовершенствованный вариант попал на участок Опытно-промышленного производства АвтоВАЗа и выпущен серией из 20 экземпляров.
Неплох даже для 21 века
Перед тем, как читать про описание его конструкции, оцените, что машинка умела.
![ВАЗ-1111Э на выставке #RetroCar Show в Санкт-Петербурге, 2023 г. ВАЗ-1111Э на выставке #RetroCar Show в Санкт-Петербурге, 2023 г.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d04/d040c30d24bd54f18e783bbb5bef0b83_cropped_510x383.webp)
Запас хода малютки на одном цикле заряда составил 110 км — напомним, что первое поколение Nissan Leaf имело лишь чуть лучший пробег, 140 км. А когда аккумулятор разрядится, зарядить его можно за 8 часов от бытовой сети 220В.
Правда, для этого надо очень плавно разгоняться и тормозить. Кстати, тормоза у «электроОки» рекуперативные, что тоже объединяет её с современными электрокарами.
Но это не значит, что машинка умеет только медленно тащиться по дороге. Разгон до 100 км/ч на полной мощности составляет всего 14 с — на уровне современных автомобилей Lada и куда лучше, чем у классических «Жигулей» начала 1990-х.
Устройство
Отличные характеристики ВАЗ-1111Э объясняются просто: конструкторы выбрали для неё новейшие никель-кадмиевые аккумуляторы, хотя в начале 1990-х более популярны были никель-цинковые батареи.
![Часть аккумуляторов располаются под капотом. ВАЗ-1111Э](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e99/e993381fb8e4b98451afd0607fd38928_cropped_510x383.webp)
Множество ячеек НКП-120 заняли моторный отсек, нишу бензобака и часть багажника. Их общий вес — 315 кг, большая масса потребовала поставить на машину более мощные пружины.
Под капотом также стоит 29-сильный электромотор, который, несмотря на небольшую мощность, обеспечивает хорошую тягу.
Больше всего впечатляет долговечность батарей. Согласно интернет-архиву WaybackMachine, их хватает на 1500 циклов, или 5 лет службы. И это тоже лишь чуть меньше, чем у современных электромобилей.
![ВАЗ-1111Э ВАЗ-1111Э](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ba8/ba8090d11509549b1ab3bd2c139126a0_cropped_510x680.webp)
Единственное, что помешало заводу массово выпускать машинку — это неоправданно высокая цена. Но и сейчас электромобили стоят дороже бензиновых, и всё же на них есть спрос.