На что способна последняя «Колхида»: идеальный грузовик из СССР

Полноприводный дизельный грузовик разительно отличался от всей прошлой продукции Кутаисского автозавода и стал одной из самых удачных разработок советских конструкторов.
На что способна последняя «Колхида»: идеальный грузовик из СССР
В общественном достоянии
В отличие от других грузовиков советского автопрома, к грузинским «Колхидам» транспортники относились резко отрицательно.

Есть даже свидетельства, что водителей на них сажали в наказание. Причиной тому было множество болезней этих грузовиков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем удивительнее, что в 1980-х именно здесь родился один из самых удачных среднетоннажных грузовиков для сельского хозяйства КАЗ-4540. Если позволите, конструкторы буквально вывели формулу идеальной машины. Кстати, проектировал его не сам Кутаисский автозавод (КАЗ), на котором к тому моменту конструкторского отдела не было, а НАМИ при поддержке КамАЗа.

На вид новая «Колхида» очень похожа на старые, но это совершенно другой автомобиль, спроектированный с чистого листа. Если старые «Колхиды» проектировались на компонентной базе ЗиЛа, то для новой выбрали КамАЗ. Пожалуй, это решение сильнее всего повлияло на то, что машина оказалась столь удачной.

Новшества последней «Колхиды»

КАЗ-4540 вобрал в себя несколько передовых технических решений. Вместо неэкономичного бензинового двигателя взяли камазовский 8-цилиндровый дизель КамАЗ-740 и переделали его в 6-цилиндровый, мощностью 160 л. с.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
КАЗ-4540
В общественном достоянии

Машина получила полный привод с отключаемой передней осью и блокируемым дифференциалом задней. 8-скоростную коробку передач и раздаточную коробку разместили не вплотную к двигателю, а перенесли на середину рамы. С двигателем её соединял отдельный вал. Благодаря такой компоновке у загруженной машины распределение веса по осям было практически идеальным, 50/50, поэтому грузовик не вяз в сельской грязи. В отличие от первых дизельных «газонов», которые появились примерно в то же время, но колхозы отказывались их брать, потому что на пашне грузовики «тонули» передней осью.

Из других, более мелких инноваций, можно отметить модульную раму, гидравлический привод закрытия бортов и сетчатые панели для увеличения высоты бортов, нужные при перевозке хлопка и других лёгких грузов.

Даже новая кабина выглядит хоть и простецкой, но симпатичной, и имеет хорошую печку.

Если в наши дни вам встретится на дороге «Колхида», скорее всего, это будет именно КАЗ-4540.