Отечественный уникум: чем интересен снегоход Буран

Большинство современных снегоходов имеют две лыжи и одну гусеницу, а у российского бурана наоборот: одна лыжа и две гусеницы.
Отечественный уникум: чем интересен снегоход Буран
(с) BW
Снегоход РМЗ-640 «Буран» выпускается Рыбинским моторным заводом уже полвека, с 1972 года.

В мире снегоходов это настоящий долгожитель. До конца 1960-х Советский Союз как-то обходился без снегоходов, несмотря на обширные северные области и снежные зимы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда руководство страны все-таки задумалось о необходимости их производства, по традиции решили присмотреться к тому, что делалось на Западе.

В 1970 году в Москве проходила выставка, на которой были представлены модели Bombardier. Советская сторона купила три выставочных экземпляра и передала конструкторам рыбинского завода для изучения. По различным данным, это могла быть модель Ski-Doo Alpine либо Valmont. Взгляните на фото ниже: ни дать ни взять наш «Буран»!

Bombardier Ski-Doo Alpine 1967 года с фирменными санями.
Bombardier Ski-Doo Alpine 1967 года с фирменными санями.
(c) Bring a Trailer
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В тот период снегоходы с двумя гусеницами были очень популярны во всех северных странах, поэтому советские конструкторы сделали подобный. Только двигатель сначала взяли от мотоцикла «Иж Юпитер-3», а потом разработали специальный.

Чем хорош Буран

По сравнению с одногусеничными снегоходами, «бураны» короче, а площадь гусениц больше. За счет меньшего давления и большей маневренности такая конструкция увереннее идет по глубоком снегу, в лесистой или неровной местности.

Несмотря на эти достоинства, на Западе двухгусеничные модели постепенно вытеснялись более быстроходными снегоходами с двумя лыжами и одной гусеницей, и в конце концов Bombardier прекратил их выпуск.

А в России у «Бурана» по-прежнему много сторонников. Он продолжает выпускаться. Особенно большая польза от его широких гусениц при прокладке лыжных трасс, поэтому лыжники видят ветерана чаще других.