Шифр для атомной войны: по какой логике нумеровали американские шоссе

Что у американских шоссе есть номера, знает каждый, кто хоть изредка смотрит «ихние» фильмы, читает книги и слушает музыку. За их номерами стоит интересный и не вполне мирный эпизод истории.
Шифр для атомной войны: по какой логике нумеровали американские шоссе
(с) Nicholas A. Tonelli, PxHere.

Система федеральных автодорог в США имеет пафосное название «Национальная система межштатных и оборонных автомагистралей имени Дуайта Д. Эйзенхауэра».

Проект, одобренный Конгрессом в 1956 году, санкционировал строительство около 66 000 км магистралей, пронизавших всю страну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одной из главных целей его создания была национальная оборона. Президент Эйзенхауэр, как известно, был главнокомандующим союзными войсками во время высадки союзных войск в Нормандии. Находясь в Германии, он мог видеть, насколько полезна сеть немецких автобанов.

А после окончания Второй мировой войны началась ещё более страшная – холодная. Шоссе стали нужны, чтобы быстро эвакуировать города в случае ядерного удара.

Конечно, эта система ещё и сулила деньги – звонкое слово, перед которым американцам сложно устоять. Магистрали очень удобны для дальних путешествий, потому что на них нет перекрёстков. К настоящему времени их сеть разрослась более чем на 75 000 км. Эта система изменила жизнь Америки, породив знаменитые американские грузовики, жилые трейлеры, мускул-кары и много что ещё.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Номера автомагистралей не случайны

По ним можно быстро сориентироваться, где вы находитесь и в какую сторону едете.

Сеть межштатных дорог США по проекту 1958 г.
Сеть межштатных дорог США по проекту 1958 г.
Библиотека Конгресса
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автострады с одной или двумя цифрами наиболее крупные, они соединяют несколько регионов. Те, что имеют три цифры, предназначены для обслуживания одного города и считаются вспомогательными. Последние две цифры совпадают с номером «родительского» шоссе. Например, дорога I-480 в Омахе имеет длину всего 5 миль, соединяя I-80 в Небраске с I-29 в Айове.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Магистрали с четными номерами тянутся с востока на запад, а с нечетными — с севера на юг. Нумерация первых начинается с юга, а вторых с запада.

Есть исключения из этой схемы, по той причине, что часть дорог были построены позже. Например, I-99 оказалась западнее I-95, потому что получила статус межштатной только в 1998 году.

Всего два межштатных шоссе раздваиваются и тогда получают букву, означающую East или West («восток» и «запад»).

Первая цифра трехзначного межштатного номера говорит о назначении. Соединители и ответвления имеют нечётную цифру, а объездные пути и петли — чётную.

Как и в английском языке много слов, читающихся не по правилам, так и в системе магистралей в Штатах есть исключения, которые не вписываются в общее правило. Из-за них путешественник рискует запутаться. Например, в Сан-Франциско есть перемычка I-238, но нет I-38, с которой она должна была бы соединяться, потому что она соединяет две другие второстепенные дороги. В Калифорнии так много дорог, что власти сами в них запутались.

Смешно, но на Аляске, Гавайях и в Пуэрто-Рико есть «межштатные» дороги, которые ни один штат не соединяют с другим по понятным причинам.