МАЗ-541: самая необычная советская легковушка. Она весила 28 тонн!
![МАЗ-541: самая необычная советская легковушка. Она весила 28 тонн! МАЗ-541: самая необычная советская легковушка. Она весила 28 тонн!](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/fb8/fb8fd786c7ca341103869af3813ef8a7_ce_821x547x70x0_cropped_510x340.webp)
Аэродромный тягач МАЗ-541 создавался специально под новые советские авиалайнеры Ту-104 и Ту-114.
С буксировкой этих самолётов на лётном поле возникла проблема. Аэродромные службы пробовали использовать армейские тягачи МАЗ-535, но они для этой цели плохо подходили. Из-за большой высоты 535-е не могли подползать под нос самолёта, поэтому буксировочную штангу пришлось сделать очень длинной. На заднем ходу водитель тягача практически ничего не видел, поэтому на рулёжке МАЗ прицепляли к самолёту то передом, то задом.
![Из-за большой высоты МАЗ-535 не может подъехать под нос самолёта. Из-за большой высоты МАЗ-535 не может подъехать под нос самолёта.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/9ca/9ca6cbc66b009ddaf4816539551f1a0b_cropped_510x213.webp)
Министерство авиапромышленности СССР поручило Минскому автозаводу разработать специализированный аэродромный тягач, способный работать с самолётами массой до 85 тн. В конце 1950-х завод изготовил три экземпляра МАЗ-541 и представил на испытания.
Балласт, танковый дизель и два руля
Новый тягач оснастили танковым 12-цилиндровым двигателем и подключаемым полным приводом. Передние колёса позаимствовали от грузовика ЯАЗ-214, задние от карьерного самосвала МАЗ-525. Чтобы машина могла без проскальзывания тащить тяжёлый самолёт, её нагрузили балластом, доведя массу до 28 тн.
![МАЗ-541 буксирует Ту-144. МАЗ-541 буксирует Ту-144.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/faa/faac9526d063edd3cc1c2fc8f25a944e_cropped_510x227.webp)
В кабине оборудованы два поста управления, расположенных по диагонали. Чтобы сдать задним ходом, водитель пересаживается за второй пост, обращённый лицом назад.
Все три экземпляра проработали в советских аэропортах до 1970 г. Однако вес самолётов продолжал быстро расти и автомобиль оказался не у дел. Заказ на 13 штук отменили, а разрабатывать следующий тягач поручили уже БелАЗу.