Трактор с кузовом впереди: великая идея или безумная ошибка?
![Трактор с кузовом впереди: великая идея или безумная ошибка? Трактор с кузовом впереди: великая идея или безумная ошибка?](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/5de/5deaa36b1a52905488ac11762137dfa1_ce_798x532x0x0_cropped_510x340.webp)
Называть его трактором не совсем корректно: правильно этот тип спецтехники называется «самоходное шасси». В отличие от тракторов, его маломощный дизельный двигатель располагается сзади от кабины, а всё место впереди занимает кузов или иное рабочее оборудование. За необычную внешность машина получила прозвища «попрошайка» и «официант».
Для чего нужен трактор с кузовом впереди?
Советские чиновники от сельского хозяйства предполагали, что самоходные шасси будут применяться в овощеводстве. Концепция кажется очень логичной: в кузов загружают ящики с рассадой или урожаем, водитель видит груз и не потеряет его на сельских ухабах. Вдобавок, такая машина расходует меньше топлива и более маневренна, чем трактор с тележкой. Шасси может ещё и делать почти всё то же, что и трактор — кроме, пожалуй, вспашки почвы. Последняя задача для его слабого двигателя непосильна.
Однако на практике «шассик», как ещё его называли в колхозах, оказался полезнее в качестве развозного грузовичка с высочайшей проходимостью. Клиренс у Т-16 равен 50 см, а большие задние колёса создают хороший подпор.
Пригодился на хайвеях
Вы вряд ли догадываетесь, но Т-16 ещё и может работать с очень разным навесным оборудованием, от бульдозерных ковшей до мотопил. А дорожные службы заменяют кузов на оборудование для нанесения на асфальт дорожной разметки. Пользоваться «шассиком» удобнее, чем обычным грузовиком, потому что водителю не надо оборачиваться, чтобы следить за процессом нанесения разметки.
![Самоходные шасси Т-16 активно используют дорожные службы для нанесения разметки. Самоходные шасси Т-16 активно используют дорожные службы для нанесения разметки.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/b4c/b4cd75c03dd6f7fc235919d163c0fb2b_cropped_510x411.webp)
Но есть у него и минусы по сравнению с грузовиками. У Т-16 скорость не превышает 40 км/ч, а груз в кузове мешает трактористу видеть дорогу, поэтому загрузить его можно только до высоты борта.
«Официанты» не выпускаются с 1995 года. Несмотря на это, значительная часть из 600 000 выпущенных экземпляров активно используются. Получается, ответ на вопрос, заданный в начале статьи, будет положительным: кузов впереди действительно удобен.