Трактор с кузовом впереди: великая идея или безумная ошибка?

Вы наверняка видели этот странный тарантас. На вид и не поймёшь, удобна такая компоновка или нет.
Трактор с кузовом впереди: великая идея или безумная ошибка?
VargaA, Wikipedia. CC3.0
Эту машину выпускал Харьковский завод тракторных самоходных шасси ХЗТСШ с 1961 по 1995 годы.

Называть его трактором не совсем корректно: правильно этот тип спецтехники называется «самоходное шасси». В отличие от тракторов, его маломощный дизельный двигатель располагается сзади от кабины, а всё место впереди занимает кузов или иное рабочее оборудование. За необычную внешность машина получила прозвища «попрошайка» и «официант».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для чего нужен трактор с кузовом впереди?

Советские чиновники от сельского хозяйства предполагали, что самоходные шасси будут применяться в овощеводстве. Концепция кажется очень логичной: в кузов загружают ящики с рассадой или урожаем, водитель видит груз и не потеряет его на сельских ухабах. Вдобавок, такая машина расходует меньше топлива и более маневренна, чем трактор с тележкой. Шасси может ещё и делать почти всё то же, что и трактор — кроме, пожалуй, вспашки почвы. Последняя задача для его слабого двигателя непосильна.

Однако на практике «шассик», как ещё его называли в колхозах, оказался полезнее в качестве развозного грузовичка с высочайшей проходимостью. Клиренс у Т-16 равен 50 см, а большие задние колёса создают хороший подпор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пригодился на хайвеях

Вы вряд ли догадываетесь, но Т-16 ещё и может работать с очень разным навесным оборудованием, от бульдозерных ковшей до мотопил. А дорожные службы заменяют кузов на оборудование для нанесения на асфальт дорожной разметки. Пользоваться «шассиком» удобнее, чем обычным грузовиком, потому что водителю не надо оборачиваться, чтобы следить за процессом нанесения разметки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самоходные шасси Т-16 активно используют дорожные службы для нанесения разметки.
Самоходные шасси Т-16 активно используют дорожные службы для нанесения разметки.
George Chernilevsky, Wikipedia. Public domain
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но есть у него и минусы по сравнению с грузовиками. У Т-16 скорость не превышает 40 км/ч, а груз в кузове мешает трактористу видеть дорогу, поэтому загрузить его можно только до высоты борта.

«Официанты» не выпускаются с 1995 года. Несмотря на это, значительная часть из 600 000 выпущенных экземпляров активно используются. Получается, ответ на вопрос, заданный в начале статьи, будет положительным: кузов впереди действительно удобен.