5 прикольных фактов о советском бренде Škoda, которые вы точно не знали

Чехословацкая компания умудрилась одновременно иметь что-то общее с «Порше» и «Запорожцами». А англичане и датчане потешались над её машинами, но покупали как горячие пирожки.
5 прикольных фактов о советском бренде Škoda, которые вы точно не знали
Miloslav Rejha, Wikipedia. CC4.0
Škoda — пятый старейший автопроизводитель мира.

Глядя на её нынешнюю продукцию, этого не скажешь. Но факт есть факт: перед ней в списке старейших только Daimler, Opel, Peugeot и чешская Tatra. А ещё «Шкода» — старейший производитель мотоциклов в Центральной Европе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История компании началась с казуса

У продавца книг Вацлава Клемента сломался немецкий велосипед и он отослал его на завод изготовителя с письмом, в котором просил выполнить ремонт. А получил ответ на немецком, гласивший: «Если вы хотите, чтобы мы вам ответили, мы настаиваем, чтобы письмо было написано на понятном нам языке». Обидевшись, Клемент поступил как истинный чех: создал бизнес по ремонту велосипедов на паях с Вацлавом Лауриным, владельцем компании по производству велосипедов. 4 года спустя партнёры освоили выпуск мотоциклов, а вскоре перешли и на автомобили.

Чешская изюминка

Уникальный особенностью чешских машин, независимо от марки, долгие годы была хребтовая рама. До появления несущих кузовов большинство автомобилей делались на раме так называемого лестничного типа, состоящей из двух продольных балок и нескольких поперечин. Škoda и Tatra выбрали другую конструкцию: толстая труба, идущая в диаметральной плоскости машины от двигателя до заднего моста. Такая рама гораздо лучше сопротивляется скручиванию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Рама Škoda 420 Popular
Рама Škoda 420 Popular
Norbert Schnitzler, Wikipedia. CC3.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, о «Запорожцах»

В советские годы Škoda выпускала небольшие заднемоторные модели с двигателем воздушного охлаждения — как у ЗАЗ-968 «Запорожец». Впрочем, компоновка осталась единственным сходством: дизайн и технические характеристики отличались радикально.

Porsche для бедных

Skoda 110R — двигатель сзади, бензобак впереди.
Skoda 110R — двигатель сзади, бензобак впереди.
Luboš Balcar, Wikipedia. CC3.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В частности, если «Запорожец» имел в СССР репутацию тихоходной машины, то у Škoda в Восточной Европе был имидж погорячее. У большинства моделей существовала спортивная версия Rapid. Заднеприводные Skoda 17 лет побеждали в своём классе в международных ралли серии RAC, побеждая более современных западных конкурентов.

Что-то чехи делают правильно

В 1970-х и 1980-х «Шкоды» были частым явлением на дорогах Великобритании и Дании. Несовременная внешность и устаревшая конструкция сделали чешский бренд объектом многочисленных шуток. Однако шутки шутками, а продавались «Шкоды» на Западе лучше, чем какая-либо другая советская марка. Как метко заметила BBC, «что-то компания делает правильно, если Škoda продолжают оставаться такими популярными.