Какой советский велосипед самый популярный: даже знатоки часто ошибаются

Среди других велобрендов эпохи СССР его легко опознать по цвету: большинство этих велосипедов красили в чёрный.
Какой советский велосипед самый популярный: даже знатоки часто ошибаются
Виктор Ходеев, Wikipedia. CC3.0
Самым массовым советским велосипедом стала «Украина», утверждает «Википедия».

Под этим названием на Харьковском велосипедном заводе выпускались взрослые мужские велосипеды. Точный тираж, увы, история не сохранила, но речь идёт о цифре, превышающей 10 миллионов. «Украина» стала старейшим велосипедным брендом в СССР.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Появление велозавода в Харькове связано с Первой мировой войной. Из-за угрозы немецкой оккупации велозавод Лейтнера из Риги был эвакуирован в Украину и после Гражданской войны переименован в велозавод имени Г. И. Петровского. Сначала здесь производили дореволюционные модели Лейтнера, а в 1926 году завод перешёл на новую модель, которую и назвали «Украина».

Ещё до начала Великой Отечественной войны в Харькове успели выпустить более миллиона великов. Интересный факт: в 1924-1927 годах два студента Государственного института физической культуры совершили на них кругосветное путешествие – свидетельство достойного качества советской продукции тех лет.

В годы войны ХВЗ был эвакуирован в Бухару в Узбекистане. Но «Украину» узбекского происхождения вы не найдёте, потому что в те годы велозавод выпускал продукцию для фронта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Только для мужчин

Похоже, что название «Украина» закрепилось именно за классическим мужским дорожным велосипедом, хотя ХВЗ выпускал и другие модели велосипедов – дамские с низкой рамой, спортивные разных моделей. «Классика» стала самой популярной. В годы послевоенного расцвета ежегодно с конвейера сходило по 800 тысяч штук. Кроме СССР, они экспортировались в более чем 30 стран мира. Конструкция за несколько десятилетий неоднократно менялась, хотя на вид велосипед менялся мало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В-134 «Украина» 1974 года выпуска с «дополнительными опциями» — подножкой, фарой и передним багажником.
В-134 «Украина» 1974 года выпуска с «дополнительными опциями» — подножкой, фарой и передним багажником.
Виктор Ходеев, Википедия. CC3.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди других советских велосипедов «Украины» легко опознать по цвету. Большинство из них красили в чёрный – строгий, хотя и мрачноватый. В меньшем количестве делались также вишнёвые или голубые велосипеды.

В девяностые бренд захирел, но не умер окончательно. С 2001 года предприятие в Харькове ожило и начало набирать обороты, но к концу 2010-х снова зачахло. Увидим ли мы новые «Украины», сказать сложно.